6.1. Основные направления внешнеэкономической политики в 1995 - 1997 годах
Либерализация внешнеэкономической деятельности является ключевым элементом в реализации основных задач экономической политики Правительства Российской Федерации.
Реформы во внешнеэкономической сфере, проводившиеся в последние годы, были нацелены прежде всего на более эффективное включение Российской Федерации в систему международного разделения труда и на формирование экономически обоснованных торговых отношений с зарубежными странами.
В настоящее время внешнеэкономическая деятельность базируется на принципиально новых нормативно-правовой базе и механизме государственного регулирования, разработанных в соответствии с требованиями адаптации страны к условиям рыночной экономики и интеграции в мировое экономическое пространство.
В основе этого механизма лежат ограниченное использование нетарифных методов регулирования экспорта специфических товаров, продукции военного и двойного назначения, а также товаров, поставляемых в рамках международных обязательств России, обязательная продажа 50 процентов валютной выручки экспортерами и использование таможенного тарифа для финансовой стабилизации и защиты внутреннего рынка от негативного влияния перехода на мировые цены и иностранной конкуренции.
Несмотря на ряд издержек и объективно обусловленных отрицательных последствий форсированного "открытия" экономики, можно констатировать, что период "сжатия" внешнеторгового оборота за счет уменьшения идеологического и политического давления на внешнеэкономические связи к 1994 году завершился.
Важным итогом в развитии внешнеэкономических связей страны является устойчивое положительное сальдо торгового баланса, достигнутое преимущественно за счет резкого сокращения так называемого централизованного импорта, что позволило значительно ослабить нагрузку на расходную часть федерального бюджета вследствие отмены импортного субсидирования. Тем самым удалось создать предпосылки для выхода из тяжелейшего валютно-финансового кризиса в среднесрочной перспективе.
В нынешних условиях помимо решения такой традиционно важной задачи, как развитие экспорта - основного источника валютных поступлений и обеспечения импортных поставок, необходимо осуществлять принципиально новые функции, реализацию рыночной концепции интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей; аккумулирование дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для проведения структурной перестройки экономики и ее сбалансированного роста; обеспечение экономической поддержки внешнеполитических акций Российской Федерации и поиск путей взаимовыгодного сотрудничества в условиях проводимой экономической реформы; защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и неравномерной иностранной конкуренции на этапе становления в России рыночных отношений. При этом должны быть обеспечены государственная поддержка и стимулирование внешнеэкономической деятельности, а также необходимый контроль в этой сфере.
Дальнейшее "открытие" экономики страны следует проводить с учетом предшествующего опыта реформы внешнеэкономической деятельности, обеспечивая стыковку систем регулирования внешнеэкономического и внутрихозяйственного комплексов, а также соблюдение интересов экономической безопасности страны.
Последовательная либерализация внешнеэкономических связей будет увязываться с мерами по поддержке отечественного экспорта готовой продукции, при этом мероприятия по стимулированию экспорта должны носить согласованный характер по отношению к либерализации.
В течение 1995 - 1997 годов в регулировании экспорта предстоит осуществить переход от ограничительной политики к поощрительной, последовательно содействовать формированию прогрессивной структуры экспорта и создать соответствующую систему его государственной поддержки. Основные усилия государственных органов будут сосредоточены на стимулировании экспорта, особенно экспорта продукции с высокой степенью обработки.
В этих целях Правительство предусматривает:
принять в ближайшее время Федеральную программу развития экспорта и приступить к ее реализации;
на базе созданного Росэксимбанка развивать системы кредитования и страхования экспорта.
В начале 1995 года в целях регулирования внешнеэкономической деятельности уже осуществлен ряд важных мероприятий:
отменено квотирование экспорта, за исключением экспортных поставок в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации;
ликвидирован институт спецэкспортеров;
прекращены экспортные поставки для федеральных государственных нужд, имеющие целью извлечение дохода из разницы между мировыми и внутренними ценами.
В ближайшее время Правительство Российской Федерации намерено осуществить ряд дополнительных мер по совершенствованию внешнеэкономической деятельности, в частности:
внедрить конкурсный механизм определения экспортеров, осуществляющих поставки в рамках межправительственных обязательств Российской Федерации;
осуществить по мере выравнивания внутренних и мировых цен снижение экспортных пошлин в 1995 году, а в дальнейшем - и полную их отмену;
усилить контроль за внешнеэкономической деятельностью на основе более тесной координации работы систем регистрации экспортных контрактов и валютного контроля, а в перспективе объединить информационные системы контроля за репатриацией валютной выручки Министерства внешних экономических связей Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Банка России, что позволит сконцентрировать усилия на обеспечении максимального поступления в страну валюты от экспорта.
Либерализация внешнеэкономической деятельности должна сопровождаться неукоснительным исполнением участниками внешнеэкономических связей соответствующих нормативно-правовых актов, в связи с чем необходим эффективный контроль со стороны государства за исполнением действующего законодательства.
Регулирующая роль государства будет ограничиваться признанными международными стандартами и осуществляться в полном соответствии с правилами и нормами ГАТТ/ВТО. в качестве общего правила предполагается отменить количественные ограничения по экспортно-импортным операциям Российской Федерации.
Нетарифные ограничения во внешней торговле, в том числе лицензии на экспорт и импорт конкретных видов продукции и запреты на экспорт и импорт, будут вводиться исключительно в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, сохранения обороноспособности государства и международной безопасности, охраны здоровья населения, защиты окружающей среды, сохранения культурного, исторического и археологического наследия Российской Федерации.
Что касается конкретных аспектов экспортного режима, то после отмены с 1 января 1995 г. экспортных квот они будут использоваться только в случаях, предусмотренных международными соглашениями Российской Федерации. Правительство не предусматривает введения никаких новых мер, ни формальных, ни фактически осуществляемых по ограничению экспорта, в том числе по принудительному контролю качества экспортируемых товаров и цен на них, а также по обязательным поставкам на внутренний рынок.
Экспорт товаров на государственные нужды будет осуществляться только в рамках заключаемых межправительственных соглашений, которые не должны включать никаких льгот и освобождений в отношении пошлин и налогов, за исключением уже существующих в соглашениях с республиками бывшего СССР, а также обязывающих положений. В этих целях Правительство Российской Федерации намерено внутренние закупки производить на конкурсной основе, международные цены в соглашениях такого рода устанавливать на мировом уровне, а любые дотации четко предусматривать в федеральном бюджете.
Если в целях защиты отечественных производителей товаров, аналогичных импортируемым, или их близких заменителей потребуется введение защитных мер, то они будут основаны на цене, точно определены, иметь временный и недискриминационный характер и вводиться в порядке, отвечающем правилам и нормам ГАТТ/ВТО, с учетом затрат потребителей и пользователей. Не будет вводиться институт специальных экспортеров или импортеров, который мог бы быть использован для ограничения числа участников торговли. Правительство Российской Федерации обеспечит соответствие законодательства и нормативов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность, указанным принципам.
В целях обеспечения экономической эффективности и повышения доходов федерального бюджета все льготы по импортным пошлинам, за исключением перечисленных в Законе Российской Федерации "О таможенном тарифе" и других законах, будут отменены.