Недействующий

О Программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах" (фактически утратило силу)

Раздел 2. Концепция среднесрочной программы
на 1995 - 1997 годы

2.1. Новый этап преобразований

Завершение периода кризисного развития, хотя он и несколько затягивается вследствие негативных явлений осени 1994 года, означает переход российской экономики к новому этапу преобразований - этапу стабилизации.

Смысл этого перехода в том, что значительная часть проблем, стоявших на первом этапе, либо решена, либо отходит на второй план, тогда как иные проблемы, вчера не столь актуальные или вовсе отсутствовавшие, приобретают больший вес и должны привлекать наибольшее внимание. В связи с этим появляется необходимость в определенных изменениях социально-экономической политики, отраженных в новой среднесрочной программе реформ и развития российской экономики.

Так, если не допускать движения вспять, менее острыми становятся проблемы либерализации и приватизации, темп этих процессов замедляется и приобретает качественно новые черты. В силу незавершенности макроэкономической стабилизации ее достижение становится 4 особенно важным. Однако с ее достижением и закреплением результатов центр тяжести преобразований сместится на иные задачи.

Во-первых, вхождение в фазу структурного кризиса означает обострение проблем финансового положения и платежеспособности большого числа предприятий, банкротство и закрытие части из них, рост безработицы, ухудшение ситуации в депрессивных регионах.

Эти проблемы могут оказаться весьма серьезными, что заставляет предположить, что структурный кризис - в известном смысле самая тяжелая фаза переходного периода. Однако это неизбежный, объективно необходимый этап структурной перестройки российской экономики. Сам факт, что экономика вошла в данный этап, свидетельствует о движении вперед. Но это значит также, что проблемы, вызванные структурным кризисом, должны пользоваться особым вниманием и решаться с минимальными потерями.

Во-вторых, после либерализации цен и достижения открытости экономики проходил довольно интенсивный процесс формирования новых соотношений цен и сближения внутренних цен с мировыми. Этот процесс не завершился. Сохраняются относительно низкие по сравнению с мировыми цены на энергоносители и электроэнергию, сельскохозяйственное сырье, тарифы на железнодорожные перевозки, а также на оплату жилья и коммунальные услуги, динамика которых ограничивается особенностями внутреннего спроса.

Однако процесс установления новых относительных цен продвинулся достаточно далеко, при этом издержки производства российских предприятий, особенно в обрабатывающей промышленности, в большинстве случаев оказались реально выше, чем у иностранных конкурентов. Остается серьезной и проблема качества отечественной продукции. Серьезно сказывается продолжающееся ряд лет снижение производительности труда и в целом эффективности производства.

Продолжающееся снижение курса рубля по отношению к твердым валютам еще позволяет поддерживать конкурентоспособность отечественных производителей в ряде отраслей, стимулировать экспорт и сдерживать импорт. Однако по мере макроэкономической стабилизации будет стабилизироваться и рубль. И тогда проблема издержек и качества, конкурентоспособности российских товаров, не стоявшая столь серьезно в 1992 - 1993 годах, обострится еще больше и станет одной из главных.

В-третьих, с особой остротой встает проблема инвестиций на возмещение и обновление производственного аппарата, на пополнение оборотных средств. Страна уже несколько лет живет в условиях инвестиционного голода. Идет процесс проедания национального богатства, замораживается структурная перестройка экономики, без которой страна не сможет выбраться из кризиса.

Резервы стабилизации и роста производства за счет улучшения использования имеющихся производственных мощностей при увеличении спроса, которые кажутся весьма значительными, на самом деле не столь велики, поскольку даже при увеличении масштабов производства на этих мощностях издержки и качество продукции не будут отвечать новым требованиям и не обеспечат ее конкурентоспособности.

Поэтому проблема состоит именно в инвестициях. Суть ее не просто в наращивании объемов. Повышение доли потребления в валовом внутреннем продукте при относительном сокращении инвестиций является, с одной стороны, естественным стремлением населения сохранить в период кризиса прежде всего уровень жизни.

Но, с другой стороны, сокращение объема инвестиций в переходный период неизбежно в процессе смены режимов воспроизводства основного капитала: от свойственного планово-распределительной системе режима, в котором падающая эффективность вложений восполнялась ростом их объемов, к режиму, характерному для рыночной экономики, при котором рост эффективности инвестиций позволяет получать больший результат при тех же или даже снижающихся их объемах.

Поэтому главное в проблеме инвестиций - их эффективность, создание условий для интенсификации вложений в наиболее эффективные и конкурентоспособные производства, дающие быструю отдачу, позволяющие максимально увеличить доходы предприятий, населения и бюджета, предотвращать те капитальные и иные затраты, которые ведут лишь к растранжириванию ресурсов и усилению инфляции.

Затягивание смены режимов процесса воспроизводства чревато серьезными угрозами. Без значительного притока высокоэффективных инвестиций не удастся решить задачи устойчивой макроэкономической стабилизации, реконструкции народного хозяйства и возобновления экономического роста.

В-четвертых, принципиальное значение для нового этапа имеет проблема трансформации накоплений в инвестиции.

Российские предприятия, банки и население имеют по меньшей мере 25 млрд. долларов США. Сбережения населения достигают 22 - 24 процентов доходов семейных бюджетов, что вчетверо превышает показатели советского периода. Правда, пока большая часть этих сбережений вкладывается в иностранную валюту, не создавая ресурсы для инвестирования в национальную экономику. Однако потенциал для инвестирования есть, он будет расти, и теперь надо его мобилизовать для использования в целях структурной перестройки и развития национальной экономики.

Между тем пока процесс трансформации накоплений в инвестиции сдерживается, с одной стороны, высокими темпами инфляции, с другой - высокими рисками, обусловленными отставанием институциональных преобразований: неопределенностью прав собственности, слабостью правопорядка и институтов государственной власти, неразвитостью рынка капиталов. Отсюда исключительная важность задачи нового этапа - сконцентрировать усилия на устранении влияния этих факторов.

В-пятых, решение проблемы финансовой стабилизации становится неотложным. Проводившаяся в последние два года умеренно жесткая финансовая политика, сыгравшая определенную положительную роль, исчерпала свои возможности. Балансирование между борьбой с инфляцией и поддержкой предприятий с целью дать им время для адаптации к рыночным условиям не может продолжаться сколь угодно долго.

Федеральный бюджет характеризуется значительным дефицитом, который ныне стал основным источником инфляции.

Налоги повышать больше нельзя, налоговое бремя слишком велико для предприятий, переживающих кризис. Его дальнейшее увеличение привело бы либо к подрыву производства, либо к росту масштабов уклонения от уплаты налогов. Ощутимый рост доходов бюджета возможен только на основе оживления производства и повышения реальных доходов населения.

Сокращение государственных расходов еще имеет резервы. Однако каждое такое сокращение сопряжено с возрастающими негативными экономическими и социально-политическими последствиями.

Проблему можно решить путем целенаправленной борьбы с инфляцией. Ее снижение по крайней мере до 15 - 20 процентов в год открыло бы дорогу к нормализации финансового положения предприятий, к наращиванию инвестиций и оживлению производства, к созданию более стабильных условий жизни людей, к повышению темпов преобразований на уровне предприятий, отраслей и регионов.

В-шестых, для нового этапа характерны, с одной стороны, локализация, а с другой - обострение социальных проблем, особенно в отдельных отраслях и регионах. В целом одно из главных противоречий переходного периода состоит в том, что скорейшее оздоровление экономики требует настойчивого продолжения преобразований, связанных с жесткими непопулярными мерами, с многообразными испытаниями для народа, тогда как общество после шести лет кризисного развития проявляет возрастающую усталость, разочарование, негативное отношение к реформам или к методам их проведения, недоверие к власти и проводимой социально-экономической политике. Между тем затягивание процессов реформирования будет лишь усугублять трудное положение и усиливать политическую нестабильность.

В связи с этим на новом этапе будут предъявляться исключительно высокие требования к эффективности и гибкости социальной политики.

Таким образом, необходимость перехода к новому этапу преобразований - этапу стабилизации - обусловлена как итогами последних трех лет, так и вновь возникшими проблемами, требующими новых подходов и от Правительства Российской Федерации, и от других органов государственной власти, от руководителей регионов, предприятий, от предпринимателей, всех граждан. Реформы переходят вниз, они требуют изменений в работе и жизни каждого.

2.2. Цели Программы

Исходя из условий, сложившихся к началу нового этапа преобразований - этапа стабилизации, руководствуясь целями процветания страны и обеспечения ее демократического развития, повышения благосостояния ее граждан, Правительство намечает следующие цели своей социально-экономической политики на ближайшие три года:

1) добиться устойчивой стабилизации общего объема производства и возобновления экономического роста;