5.3.1. Аэровизуальные лесопатологические обследования выполняются авиабазами. Они проводятся на основании специальных договоров с государственными органами управления лесным хозяйством в тех случаях, когда экспедиционные лесопатологические обследования не запланированы, а необходимость в срочном проведении аэровизуальных лесопатологических обследованиях имеется.
Договором определяется площадь лесов, подлежащих обследованию, сроки проведения полетов, расстояния, через которые должны быть проложены маршруты полетов, и стоимость работ.
5.3.2. Маршруты полетов прокладываются по обследуемой территории параллельно друг другу, через 4-10 км. В высокогорных районах маршруты прокладываются вдоль долин. В случаях, когда необходимо особенно тщательное обследование, облет территории проводится по сети маршрутов проложенных не менее чем через 4 км.
5.3.3. На основании анализа материалов о санитарном состоянии лесов и данных лесопатологического надзора с учетом особенностей территории, расположения аэродромов и т.п., составляется проект маршрутной сети, которым определяются плановые затраты летного времени и порядок полетов. Проект составляется на топографической карте масштаба 1:500 000 и утверждается начальником авиабазы.
5.3.4. В экипаж самолета (вертолета) при полетах по аэровизуальному лесопатологическому обследованию, кроме пилота, входят два летчика-наблюдателя. Один из них (аэролесопатолог) выявляет и описывает участки поврежденного леса. Задачей второго (аэронавигатора) является осуществление самолетовождения точно по намеченному маршруту, а также определение местонахождения участков, выявленных аэролесопатологом, и нанесение их контуров на карту.
5.3.5. Полеты выполняются на патрульных самолетах (вертолетах) в дни, свободные от полетов по охране лесов.
В случае, когда использование для лесопатологического обследования патрульного самолета (вертолета) по каким-либо причинам невозможно, для его выполнения арендуется специальный самолет или вертолет.
5.3.6. При проведении аэровизуальных лесопатологических обследований для детальной ориентировки используются патрульные карты и в качестве рабочей - карты-схемы масштаба 1:500 000.
Рабочая карта-схема с нанесенными на ней границами поврежденных участков леса служит для учета последних и характеризует санитарное состояние леса.
5.3.7. Перед каждым полетом на полетную карту наносят простым карандашом намеченные на этот полет маршруты. В полете карта используется летчиками-наблюдателями совместно.
5.3.8. Во время полета по маршруту на самолете Ан-2 аэронавигатор занимает правое кресло в пилотской кабине, аэролесопатолог находится между пилотскими сидениями.
5.3.9. Аэронавигатор обеспечивает самолетовождение по намеченному маршруту. Аэролесопатолог в это время ведет наблюдение за общим видом насаждений. Обнаружив участок, отличающийся по окраске от нормального цвета, он дает указание аэронавигатору направить самолет (вертолет) к нему.
Когда самолет приблизится к участку, аэронавигатор наносит на карту его границы, которые ему указывает аэролесопатолог. Затем высота полета снижается до безопасной. Аэролесопатолог уточняет характер повреждения и наносит на карту лесопатологическое описание участка повреждений.
5.3.10. Закончив обследование участка, авианавигатор выводит самолет к точке, с которой он сошел с маршрута, и продолжает полет по маршруту.
5.3.11. В тех случаях, когда участок повреждения настолько велик, что пересекается несколькими маршрутами, его границы наносятся без схода с маршрутов, причем при выполнении каждого полета по маршруту наносятся видимые с него границы повреждения.
Внутри таких насаждений намечаются участки леса, повреждения которых однородны. Контуры поврежденных участков наносятся без сходов с маршрута, как и граница всего участка.
Это не исключает отдельные сходы с маршрута во время полета над большим участком, но они выполняются только в целях уточнения характера повреждений или детального осмотра некоторых площадей.
5.3.12. В зависимости от характера повреждения контуры участков на рабочей карте закрашиваются следующими цветами:
полное объедание - красным;
среднее объедание - красной штриховой на розовом фоне;
заметное объедание - розовым;
свежие гари - коричневым;
ветровалы и буреломы - желтым;
захламленность на свежих лесосеках - фиолетовой штриховкой;
повреждения от разных причин - зеленой штриховкой;
сухостои - серым.
Небольшие участки, контуры которых не наносятся, отмечаются на рабочей карте черной точкой, которая обводится кружком, окрашенным в цвет, соответствующий характеру повреждений. Все нанесенные участки нумеруются по порядку в пределах лесхоза. Описание участков повреждений по каждому лесхозу заносится в специальные ведомости.