Недействующий

Инструкция по авиационной охране лесов (утратил силу на основании приказа Рослесхоза от 22.09.1997 N 122)

4.ПРОВЕДЕНИЕ АВИАЦИОННОЙ ОХРАНЫ ЛЕСОВ
ОТ ПОЖАРОВ

4.1. Авиационное патрулирование лесов

4.1.1. Авиационное патрулирование лесов заключается в систематическом наблюдении с воздуха за обслуживаемой лесной территорией с целью своевременного обнаружения лесных пожаров и выявления нарушений правил пожарной безопасности в лесах.

4.1.2. Авиапатрулирование производится по утвержденным маршрутам. Оно начинается с наступлением пожарной опасности в лесу по условиям погоды независимо от плановых сроков начала и конца работ, предусмотренных договором.

4.1.3. Полеты за пределы охраняемой авиабазой территории могут выполняться по заявке органа управления лесным хозяйством за дополнительную плату.

4.1.4. На пожароопасный сезон авиаотделению устанавливается лимит летного времени по каждому типу воздушного судна.

При использовании лимита и необходимости продолжения полетов авиабаза может выделять дополнительный лимит.

4.1.5. Первый облет маршрутов должен производиться до начала горимости лесов, как правило, с участием на борту воздушного судна представителя лесхоза. При этом проверяется подготовка лесхоза и авиаотделения к проведению авиалесоохранных работ и уточняется необходимость начала регулярного авиапатрулирования.

4.1.6. Летчики-наблюдатели, направленные в авиаотделение впервые, вводятся в строй старшим по должности лицом летного состава.

В необходимых случаях начальник авиабазы вправе доверить ввод в строй вновь назначенного летнаба одному из наиболее опытных летчиков-наблюдателей.

Летчики-наблюдатели I класса допускаются к работе без ввода в строй.

4.1.7. Ввод в строй производится путем выполнения ознакомительных полетов по территории, закрепленной за авиаотделением с отработкой элементов самолетовождения, обнаружения пожаров и ведения всей установленной производственной документации.

О вводе в строй составляется акт. Допуск летчиков-наблюдателей к самостоятельной работе оформляется приказом по авиабазе.

Допуск к самостоятельной работе выпускников курсов летчиков-наблюдателей проводится после прохождения ими программы ввода в строй.

4.1.8. Пожарная опасность в лесу по условиям погоды определяется по местным шкалам. Порядок разработки и утверждения шкал пожарной опасности устанавливает Федеральная служба лесного хозяйства России. Пожарная опасность характеризуется пятью классами.

4.1.9. При I классе пожарной опасности авиапатрулирование, как правило, не проводится. Могут назначаться эпизодические полеты для контроля за состоянием действующих пожаров и оказания помощи командам, работающим на тушении пожаров.

С наступлением пожарной опасности в лесу по условиям погоды и по мере ее усиления увеличивается интенсивность авиапатрулирования:

при малой пожарной опасности (II класс) до начала горимости патрулирование проводится через 1-2 дня;

основанием для назначения ежедневного однократного патрулирования является наступление периода средней пожарной опасности (III класс) или наличие пожаров в дни с малой пожарной опасностью (II класс);

основанием для назначения двухкратного патрулирования является наступление периода высокой пожарной опасности (IV класс) или наличие пожаров в дни со средней пожарной опасностью (III класс);

основанием для назначения трехкратного патрулирования является наступление периода чрезвычайной пожарной опасности (V класс) или наличие пожаров в дни с высокой пожарной опасностью (IV класс).

В лесах бассейна озера Байкал патрулирование может быть увеличено до 5-кратного.

Полеты для осмотра ранее обнаруженных, но еще не потушенных пожаров и для принятия дополнительных мер по их тушению проводятся по необходимости независимо от класса пожарной опасности до полной их ликвидации.

Кратность патрулирования может увеличиваться при скорости ветра более 8 м/с, а также в выходные и праздничные дни с массовым посещением лесов населением. Кратность патрулирования может быть снижена при изменении погоды и выпадении осадков как на всей обслуживаемой территории, так и на ее части.

Вылет на авиапатрулирование проводится по расписанию, утверждаемому начальником авиабазы. Расписание согласовывается с органами управления лесным хозяйством.

4.1.10. В периоды повышенной горимости лесов полеты, связанные с доставкой к местам действующих лесных пожаров рабочих и средств пожаротушения, должны начинаться с рассветом или в самые ранние утренние часы.

4.1.11. В республиках в составе Российской Федерации, областях, краях, автономных образованиях, где введено диспетчерское управление работой авиаотделений, решение о необходимости полетов и кратность патрулирования определяются пунктом диспетчерского управления и доводятся до авиаотделений. В зависимости от конкретной лесопожарной обстановки начальнику авиаотделения предоставляется право изменять время вылета и кратность патрулирования по согласованию с пунктом диспетчерского управления.

Если диспетчерское управление работой авиаотделений не введено, решение о необходимости полетов, кратности патрулирования принимает начальник авиаотделения.

Должностное лицо, принявшее решение о назначении (отмене) полетов и изменении кратности, несет за это полную ответственность.

4.1.12. В целях обеспечения бесперебойного проведения авиационной охраны лесов начальник авиаотделения обязан знать, каким ресурсом располагает арендованная материальная часть, заблаговременно принимать меры по замене самолетов и вертолетов на период регламентных работ, а также экипажей, вылетавших санитарную норму.