Недействующий

     

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

     

                                                                                     УТВЕРЖДЕНА
                                                                    приказом Федеральной службы
                                                                       лесного хозяйства России
                                                                   от 29 ноября 1993 года N 318

     

ИНСТРУКЦИЯ
ПО АВИАЦИОННОЙ ОХРАНЕ ЛЕСОВ

____________________________________________________________________
Утратила силу на основании
приказа Рослесхоза от 22 сентября 1997 года N 122
____________________________________________________________________

     

     

     

     

     

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Авиационная охрана лесов является составной частью общего комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров и защите их от вредных лесных насекомых и болезней, проводимых государственными органами управления лесным хозяйством республик в субъектах Российской Федерации, другими владельцами лесного фонда и лесопользователями.

1.2. Авиационная охрана лесов осуществляется базами авиационной охраны лесов и авиазвеньями (авиабазами), находящимися в ведении Федеральной службы лесного хозяйства России.

Руководство работой авиабаз осуществляет Центральная база авиационной охраны лесов (Центральная авиабаза) Федеральной службы лесного хозяйства России.

1.3. Авиабазы выполняют работы по договорам с государственными органами управления лесным хозяйством, другими ведомствами и несут перед ними ответственность за надлежащее выполнение принятых договорных обязательств.

Основной задачей авиабаз по охране лесов от пожаров является обеспечение своевременного обнаружения и ликвидации возникающих лесных пожаров.

1.4. Территория лесного фонда, обслуживаемая авиабазами, подразделяется на районы, в которых тушение пожаров должно производиться авиационными силами и средствами (районы авиационной охраны), и районы, в которых тушение пожаров должно производиться наземными силами и средствами (районы наземной охраны).

К районам авиационной охраны относятся территории, на которых своевременное обнаружение и ликвидация лесных пожаров не могут быть обеспечены существующими наземными силами и средствами пожаротушения и эта обязанность возлагается на авиабазы.

В районах наземной охраны авиабазы обязаны обеспечивать своевременное обнаружение лесных пожаров, оповещение наземной лесной охраны об их возникновении, распространении и необходимых мерах по борьбе с огнем.

Порядок отнесения территорий к районам авиационной и наземной охраны устанавливает Федеральная служба лесного хозяйства России.

1.5. На авиабазы возлагается также выполнение работ по лесозащите, осуществление контроля за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах и принятие мер к прекращению нарушений с составлением протоколов, проведение разъяснительной работы по вопросам сохранения лесов от пожаров и оказание помощи лесхозам в выполнении профилактических противопожарных мероприятий.

1.6. Наряду с авиационной охраной лесов авиабазы проводят работы по авиационной охране оленьих пастбищ и охотничьих угодий от пожаров.

1.7. Авиабазам разрешается выполнение транспортных и иных работ для нужд лесного хозяйства и других ведомств на арендованных ими вертолетах и самолетах в свободное от авиационной охраны время.

1.8. Организация и порядок проведения авиационной охраны лесов излагаются в настоящей Инструкции, которая является обязательной для авиабаз, государственных органов управления лесным хозяйством России и других владельцев лесного фонда и лесопользователей, организующих авиационную охрану лесов.

1.9. Условия проведения авиационной охраны лесов от пожаров, права и обязанности сторон регламентируются типовым договором на работы по авиационной охране лесов от пожаров, который вводится в действие приказом Федеральной службы лесного хозяйства России.

1.10. Летные работы проводятся авиабазами на самолетах и вертолетах, арендуемых по договорам на авиапредприятиях гражданской авиации и в других ведомствах.

1.11. Полеты по авиационной охране лесов и обслуживанию лесного хозяйства выполняются в соответствии с действующими документами, регламентирующими правила и порядок выполнения полетов на лесоавиационных работах.

1.12. Выполнение прыжков с парашютом и сбрасывание грузов с самолетов, высадка людей и грузов с вертолетов на специальных спусковых устройствах осуществляются в соответствии с Наставлением по парашютно-десантным работам в авиационной охране лесов.

1.13. Работы по тушению лесных пожаров наземными и авиационными средствами производятся авиабазами в соответствии с действующими инструкциями и положениями по охране лесов от пожаров, с соблюдением соответствующих правил по охране труда и технике безопасности.

1.14. Работники авиационной охраны лесов обязаны обеспечить полное и своевременное проведение установленных мероприятий по обнаружению и тушению лесных пожаров.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ
АВИАЦИОННОЙ ОХРАНЫ ЛЕСОВ

2.1. Организация авиационной охраны лесов

2.1.1. Непосредственное проведение работ по авиационной охране лесов от пожаров на территории, обслуживаемой авиабазой, производится авиационными отделениями (авиаотделениями).

В составе авиаотделения могут организовываться механизированные отряды, оснащаемые бульдозерами, автоцистернами и противопожарными агрегатами. Для доставки механизированных команд к местам пожаров могут использоваться тяжелые вертолеты.

Работа авиаотделений организуется в соответствии с Положением об авиаотделении.

2.1.2. При необходимости могут организовываться опытно-производственные авиабазы и авиаотделения, осуществляющие свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым Центральной авиабазой.

2.1.3. Для проведения борьбы с лесными пожарами в авиабазе организуется парашютная и десантно-пожарная служба (ПДПС), в состав которой входят парашютно-пожарные и десантно-пожарные команды и группы, укомплектованные соответственно парашютистами-пожарными и десантниками-пожарными.

2.1.4. Команды возглавляет старший инструктор парашютной и десантно-пожарной службы. В зависимости от численности парашютистов-пожарных и десантников-пожарных в помощь старшему инструктору ПДПС авиабазы могут назначаться инструкторы парашютной и десантно-пожарной службы.

2.1.5. Техническое руководство работами по лесозащите осуществляет старший летчик-наблюдатель по лесозащите.

2.1.6. В соответствии с заданием Центральной авиабазы в авиабазах создается резерв работников парашютной и десантно-пожарных команд, летчиков-наблюдателей (летнабов), средств пожаротушения и полевого снаряжения для оказания помощи другим авиабазам. Парашютисты-пожарные и десантники-пожарные, зачисленные в резерв, сосредотачиваются в авиаотделениях, откуда возможна их быстрая переброска.

2.2. Планирование авиационной охраны лесов

2.2.1. Основные показатели по авиационной охране лесов охраняемая площадь и уровень охраны определяются Федеральной службой лесного хозяйства.

2.2.2. Государственные органы управления лесным хозяйством в срок до 15 января заключают с авиабазами договоры на работы по авиационной охране лесов от пожаров.

2.2.3. Величина осматриваемой территории авиаотделения, как правило, должна равняться нормативной площадной нагрузке на основное плановое воздушное судно в расчете на однократное патрулирование при плотности пожаров, соответствующей малой пожарной опасности по условиям погоды. Границы обслуживаемой территории должны совпадать с границами лесхозов, либо лесничеств или проходить по хорошо известным, распознаваемым с воздуха, ориентирам (большие реки, железные дороги и т.д.).

2.2.4. Места базирования авиаотделений устанавливаются в пунктах, расположенных как можно ближе к наиболее пожароопасным участкам охраняемой территории.

Вертолеты при необходимости могут базироваться вне аэродромов, на посадочных площадках, оборудованных в соответствии с требованиями, установленными Департаментом воздушного транспорта.

2.2.5. Авиаотделениям устанавливаются патрульные маршруты для одно-, двух- и трехкратного патрулирования, соответственно для малой, средней и высокой пожарной опасности по условиям погоды.

2.2.6. В зависимости от заданного уровня охраны и от числа пожаров, возникающих на территории, обслуживаемой авиаотделением, в том числе в удаленных районах, определяется численность авиапожарных команд, необходимая для своевременного обслуживания пожаров, а также типы воздушных судов, которые должны обеспечить доставку команд к местам пожаров.

Технические нормативы для определения этих данных утверждаются Федеральной службой лесного хозяйства.

2.2.7. Патрульные маршруты прокладываются через наиболее опасные в пожарном отношении участки с таким расчетом, чтобы обеспечивалась полная просматриваемость обслуживаемой территории при средних условиях видимости. Как правило, не должны допускаться большие перекрытия просматривания одной и той же площади с соседних маршрутов. По возможности следует избегать изломов маршрутов под острыми углами. При прокладке маршрутов учитывается необходимость обеспечения максимальной безопасности полетов.

2.2.8. Расстояния между линиями маршрута должны быть не более 60 км, а от маршрута до границы обслуживаемой территории не более 30 км.

Поворотные пункты маршрутов следует выбирать над ориентирами, хорошо опознаваемыми при полете.

2.2.9. В соответствии с заключенными договорами составляется производственный план авиабазы, который утверждается начальником базы не позднее 1 февраля. На основании этого плана каждому авиаотделению выдается производственное задание.

2.2.13. План по налету часов предусматривает распределение лимитов летного времени по авиаотделениям и авиабазе в целом для выполнения полетов по авиационной охране лесов и прочих производственных полетов.

2.2.14. К авиалесоохранным полетам относятся полеты, проводимые в целях обнаружения лесных пожаров и борьбы с ними, контроля за состоянием пожаров и соблюдением правил пожарной безопасности в лесу. Необходимое для этих целей авиаотделениям летное время планируется с учетом фактического рационального налета часов, сложившегося в предшествующие годы при средней горимости лесов и продолжительности периода аренды.

2.2.15. К прочим производственным полетам относятся полеты по перегонке самолетов (вертолетов) в авиаотделения и обратно, а также специальные полеты по лесопатологическим обследованиям, для проведения воздушной тренировки и проверки в воздухе летного состава авиабазы.

2.2.16. К служебно-вспомогательным относятся полеты по инспектированию авиаотделений.

2.2.17. Перевозка к месту базирования авиаотделения воздушным транспортом личного состава, противопожарного снаряжения, средств связи и другого имущества может производиться при отсутствии наземного транспорта, либо приурочивается к перегонке воздушных судов.

Необходимое для этих целей количество летного времени определяется в каждом отдельном случае на основании производственного плана.

Специальные полеты для заброски авиаГСМ планируются отдельной статьей в смете производственных затрат.

2.2.18. В районах, где по многолетним наблюдениям горимость лесов в летний период отсутствует не менее 1 месяца, могут планироваться перерывы в авиационной охране лесов.

2.2.19. За каждым авиаотделением закрепляется необходимое количество летчиков-наблюдателей, как правило, с постоянным жительством в месте базирования авиаотделения.

Для обеспечения бесперебойной работы авиаотделений в авиабазе предусматривается резерв летчиков-наблюдателей, который должен составлять не более 10% от их плановой численности.

2.2.20. Оснащение авиаотделений средствами пожаротушения производится с расчетом, чтобы каждое авиаотделение, ведущее активную борьбу с лесными пожарами, было полностью подготовлено к применению тех средств и методов борьбы с лесными пожарами, использование которых целесообразно в природных и экономических условиях обслуживаемой территории и возможно при выбранном типе воздушного судна.

2.2.21. Авиабазы на периоды повышенной пожарной опасности в лесу разрабатывают мероприятия по взаимодействию с местными органами исполнительной власти, лесхозами и арендаторами лесов в борьбе с лесными пожарами, которыми предусматривается:

участие в подготовке решений органов исполнительной власти;

порядок привлечения дополнительных воздушных судов;

места базирования воздушных судов и патрульные маршруты;

маневрирование силами и средствами пожаротушения;

обеспечение авиаГСМ, средствами транспорта и связи, картографическими материалами, средствами пожаротушения, продуктами питания и т.п.;

порядок привлечения и размещения резервных парашютных и десантно-пожарных команд, направляемых из других авиабаз.

2.2.22. Планы размещения воздушных судов, средств пожаротушения и мероприятия, проводимые в период повышенной пожарной опасности, согласовываются авиабазами с соответствующими органами управления лесным хозяйством и докладываются комиссиям по чрезвычайным ситуациям обслуживаемых республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований.

2.3. Взаимодействие авиационной и наземной
охраны лесов

2.3.1. В целях наиболее эффективного использования авиационных сил и средств в борьбе с лесными пожарами, авиационная охрана лесов должна проводиться в тесном взаимодействии с работой наземной лесной охраны.

2.3.2. Лесхозы, в которых проводится авиационная охрана лесов от пожаров, обязаны:

совместно с авиаотделениями провести разделение охраняемой территории на районы пожаротушения;

организовать инструктаж лесной охраны по всем вопросам взаимодействия с авиационной охраной лесов;

подготовить пункты приема донесений с самолета, а в районах работы вертолетов оборудовать своими силами и за свой счет посадочные площадки у контор лесхозов, лесничеств, в местах нахождения пожарно-химических станций и жительства лесной охраны, лесных массивах, наиболее опасных в пожарном отношении и др. (методическое руководство подготовкой площадок для вертолетов осуществляет авиаотделение);

иметь соответствующие радиосредства для связи с патрульным самолетом (вертолетом), если в месте расположения лесхоза нет радиостанций авиабазы;

оказывать необходимую помощь работникам ПДПС при возвращении их к месту базирования после ликвидации лесных пожаров.

2.3.3. Организация авиапатрулирования и тушения лесных пожаров на охраняемой территории осуществляется едиными пунктами диспетчерского управления (ПДУ).

2.3.4. В районах авиационной охраны авиабазы обязаны принимать своими силами необходимые меры для успешной ликвидации каждого обнаруженного лесного пожара.

2.3.5. В случае невозможности ликвидации лесного пожара своими силами авиаотделение обязано немедленно доложить об этом соответствующему лесхозу.

Лесхоз незамедлительно принимает меры к тушению этого пожара и совместно с авиаотделением осуществляет руководство мероприятиями по борьбе с пожаром.

2.3.6. Авиаотделение перебрасывает к пожару воздушным транспортом наземные силы и средства, обеспечивает радиосвязь руководителя тушения пожара с патрульным воздушным судном, по требованию руководителя представляет ему возможность облета пожара для выработки наиболее целесообразных решений по борьбе с огнем.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»