Недействующий

О федеральной целевой программе "Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания России в 1996-2001 годах" (с изменениями на 15 апреля 2003 года) (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)



Современное состояние и проблемы
книгоиздания

В 1994 году лицензии на издательскую деятельность имели свыше 7 тыс. издательств и издающих организаций. Кроме того, министерства, ведомства, комитеты, другие организации выпускают ведомственную литературу. Ее много по названиям, но удельный вес в общем тираже и листаже книжной продукции невелик.

Доля государственных издательств в выпуске издательской книжной продукции составила: 49,9 процента по ассортименту, 38,8 процента по тиражу, 35,6 процента по листажу.

В 1994 году сохранилась тенденция последних лет снижения абсолютных показателей выпуска книжной продукции (см.табл.). Продолжилось снижение средних тиражей изданий и обнаружилось новое явление - снижение средних объемов книг. Наряду с реальным ростом цен на книжную продукцию, соответствующим, а по ряду позиций ассортимента опережающим темпы инфляции, уменьшение объемов книг представляет собой скрытое их удорожание.

Таблица


Годы

Число изданий

Тираж

Печатные листы-оттиски


единиц

в % к
1991 году

млн.экз.

в % к
1991 году

млн.

в % к
1991 году

 1991

 34050

 100,0   

 1630,0  

  100,0  

   21071,2  

 100,0   

 1992

 28716

  84,3   

 1313,0  

  80,6   

   18658,2  

  93,3   

 1993

 29017

  85,2   

  949,9  

  58,3   

   17466,9  

  82,9   

 1994

 30390

  89,3   

  594,3  

  36,5   

   10335,7  

  49,1   


За пределами интересов негосударственных издательских организаций оказываются большинство разделов естественно-научной, технической литературы, произведения писателей как отечественных, так и зарубежных, не сулящие быстрой экономической отдачи. Обеднен репертуар детской литературы. Сокращается и без того ничтожный объем выпуска книг для малочисленных народов, населяющих Россию. Снижение уровня жизни населения существенно сказывается на сбыте книг. При ассортиментном дефиците проявляются симптомы затоваривания книжного рынка, особенно в издающих центрах (гг. Москве, Санкт-Петербурге). В этих условиях две проблемы книгоиздания - узость и деформированность тематической структуры издательского выпуска и неравноценный рост стоимости книжных изданий предопределяют необходимость государственного участия в оптимизации книжного рынка за счет экономической поддержки изданий некоммерческого толка, однако, имеющих важное значение для интеллектуального и культурного уровня российского общества. В этом состоит суть государственной поддержки книгоиздания в России.

Приоритеты федеральной помощи книгоизданию составляют следующие тематические направления и виды социально значимой литературы.

1. Учебная и учебно-методическая литература для всех форм образования, рекомендованная соответствующими организациями и ведомствами к использованию в учебном процессе:

комплекты учебных пособий по каждому предмету обучения для средней школы (кроме федерального комплекта для общеобразовательной школы);

учебники для среднеспециальных и профтехнических учебных заведений, отвечающие современным качественным требованиям, с использованием новых технических средств обучения;

учебные комплекты по профессиям и специальностям;

учебники по новым направлениям технических знаний, технологий и производственной практики;

новые учебники для вузов по истории России, философии, методологии, экономике, биологии, литературе, социологии, искусствознанию и другим общественным и гуманитарным дисциплинам;

учебники для вузов по теории управления, маркетингу, менеджменту, организации производства;

учебная литература по экологии;

факультативные учебники для средней школы по предметам гуманитарного цикла;

вспомогательные учебные материалы в виде сборников документов, справочных пособий;

учебные пособия для учащихся среднеспециальных и профтехнических учебных заведений, ориентированные на самостоятельную работу учащихся;

учебно-методические издания;

программно-методические пособия и практикумы для учащихся техникумов и профтехучилищ;

спецкурсы по научным дисциплинам для вузов.

2. Научная литература (в том числе научно-техническая и научнопопулярная), ориентированная на реализацию важнейших государственных программ:

литература, посвященная охране жизни человека и природы, по следующим проблемам:

разрушение окружающей среды современной техносферой;

техногенные аварии и катастрофы;

наиболее опасные с точки зрения экологического риска производства (химические, нефтехимические, биохимические технологии, нефте- и газоперерабатывающие отрасли, атомная энергетика, транспорт);