Недействующий

О федеральной целевой программе "Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания России в 1996-2001 годах" (с изменениями на 15 апреля 2003 года) (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

Количество предприятий и география размещения

В настоящее время в России количество полиграфических предприятий, подразделений и участков, располагающих хотя бы одной печатной машиной (основной признак полиграфического предприятия), оценивается 6 тысячами объектов. Помимо государственных предприятий, непосредственно находящихся в поле зрения Роскомпечати, это предприятия ведомств, общественных организаций, акционерных обществ, многочисленные подразделения и участки оперативной полиграфии промышленных предприятий, научных и иных учреждений, банков, а также салоны-магазины полиграфических услуг.

Однако основную часть полиграфической промышленности по объему выпускаемой продукции составляют предприятия государственного сектора - 1819 предприятий, в число которых входят: типографии, находящиеся в непосредственном ведении Роскомпечати; предприятия федеральной собственности, расположенные на территории субъектов Российской Федерации, но находящиеся до настоящего времени в ведении Роскомпечати; предприятия, переданные в собственность субъектов Российской Федерации и находящиеся в их ведении.

Преобладание государственного сектора в полиграфическом производстве объясняется несколькими причинами. Первая относительно высокая капиталоемкость производства. Полиграфическое оборудование - сложное, высокоточное и поэтому дорогое. Для создания частных предприятий требуются значительные инвестиции, которыми далеко не всегда располагают частные лица. Вторая причина отсутствие серьезного интереса у частных лиц, включая юридические лица, в приватизации большинства государственных предприятий из-за низкой рентабельности печатного дела и отсталости действующих производств, на переоснащение которых нужны значительные средства (хотя ограничения на приватизацию согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 года N 1119 касаются лишь 79 предприятий). Как выявил сравнительный анализ экономики государственных и приватизированных полиграфических предприятий, должного, а тем более быстрого эффекта от приватизации пока нет. Третья причина состоит в том, что 90 процентов типографий - мелкие, с численностью 10-20 работающих, предприятия, ориентированные главным образом на печать местных газет и мелкопечатной продукции. Значительная часть таких типографий располагается в зданиях в центральной части населенных пунктов. Приватизация этих объектов в силу их выгодного с коммерческой точки зрения расположения, очевидной низкой рентабельности печатного производства и - в подавляющем большинстве случаев - изношенности и устарелости машинного парка может привести к полной перепрофилизации предприятий под торговые, коммерческие, банковские и иные структуры. Осознавая этот непреложный факт, местные органы исполнительной власти, понимая роль средств массовой информации в жизни общества, не форсируют приватизацию объектов местной полиграфии.

География размещения типографий показывает, что они распределены по всей территории страны примерно пропорционально численности населения, наличествуют не только во всех субъектах Российской Федерации, но и в каждом административном районе России, что коренным образом отличает полиграфическую промышленность от всех остальных видов промышленности, за исключением пищевой. Только объекты пищевой и полиграфической промышленности находятся повсеместно, свидетельствуя о своей жизненной необходимости. В таблице представлена картина распределения государственных полиграфических предприятий по экономическим районам, уровням собственности и удельному весу производственных мощностей.