Утверждены приказом
Федеральной службы
лесного хозяйства России
от 29 октября 1993 г. N 289
УКАЗАНИЯ
ПО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ В ЛЕСАХ
И РЕГЛАМЕНТАЦИИ РАБОТЫ
ЛЕСОПОЖАРНЫХ СЛУЖБ
Все леса Российской Федерации подлежат охране от пожаров. Охрана лесов осуществляется с учетом их биологических и региональных особенностей и включает комплекс организационных, правовых и других мер.
Осуществление мероприятий по охране лесов возложено на Правительство Российской Федерации и органы государственной власти на местах, которые обеспечивают их осуществление через органы управления лесным хозяйством.
Выполнение противопожарных мероприятий обеспечивается всеми владельцами лесного фонда, а предприятия, учреждения и организации, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, также обязаны проводить мероприятия, направленные на охрану лесов.
В соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации, введенными в действие 6.03.93, Советом Министров Правительством Российской Федерации 9 сентября 1993 г. постановлением N 886, утверждены Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, которыми предусмотрены требования по предотвращению лесных пожаров и борьбы с ними, являющиеся обязательными для всех предприятий, организаций, учреждений, других юридических лиц и граждан.
Указания имеют целью установить систему и порядок выполнения предупредительных (профилактических) противопожарных мероприятий, а также определить режим работы лесопожарных служб в зависимости от степени пожарной безопасности в лесах по условиям погоды, что позволит повысить эффективность охраны лесов от пожаров.
Противопожарная профилактика в лесах предусматривает проведение комплекса мероприятий, направленных на предупреждение возникновения лесных пожаров, ограничение их распространения, и создание условий для обеспечения успешной борьбы с ними. Мероприятия по противопожарному устройству лесов проводятся на основе планов, составленных при лесоустройстве или специальных планов противопожарного устройства лесной территории региона. При составлении указанных планов виды противопожарных мероприятий и объемы выполняемых работ по каждому лесхозу должны основываться на данных об уровне развития экономики района, степени хозяйственного освоения лесов, интенсивности лесного хозяйства, фактической горимости лесов. На основе этих материалов лесхозы* разрабатывают годовые оперативные планы текущих противопожарных мероприятий. При этом должны учитываться происходящие изменения в лесном фонде, причины возникновения лесных пожаров, социально-демографический состав виновников их возникновения, корректировать свою работу в соответствии с динамикой погодных условий. Следует иметь в виду, что наибольший эффект от профилактических мероприятий может быть достигнут, если они проводятся по определенной системе, комплексно, целенаправленно и последовательно во времени.
________________
* Здесь и далее под словом "лесхоз" подразумеваются все владельцы лесного фонда.
В соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации соответствующие органы государственной власти республик в составе Российской Федерации,автономной области, автономных округов, краев, областей и органы власти районов в целях предотвращения возникновения лесных пожаров и борьбы с ними:
ежегодно организуют разработку и выполнение учреждениями и организациями, на которые возложена охрана и защита лесов, и лесопользователями мероприятий по противопожарной профилактике, противопожарному обустройству и подготовке и указанных предприятий, учреждений и организаций к пожароопасному сезону;
организуют широкое проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в печати, по радио и телевидению вопросов сбережения лесов, соблюдение правил пожарной безопасности в лесах;
оказывают содействие в строительстве и ремонте дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых при выполнении работ по авиационной охране лесов, а также выделяют на пожароопасный сезон в распоряжение государственных органов управления лесным хозяйством в качестве дежурного транспорта необходимое количество автомобилей, катеров и других транспортных средств;
ежегодно утверждают до начала пожароопасного сезона оперативные планы борьбы с лесными пожарами;
устанавливают порядок привлечения населения, работников колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, рабочих и служащих, а также противопожарной техники, транспортных и других средств предприятий, учреждений и организаций для тушения лесных пожаров;
предусматривают на период высокой пожарной опасности в лесах создание из привлекаемых сил и средств лесопожарных формирований и обеспечивают их готовность к немедленному выезду в случае возникновения лесного пожара;
обеспечивают координацию всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами на территориях республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, создавая в необходимых случаях специальные комиссии для этой цели.
На местах мероприятия по охране лесов от пожаров находятся в компетенции районных (городских) администраций, а их выполнение возложено на владельцев лесного фонда, которыми являются лесхозы, колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные формирования, заповедники, национальные природные парки, учебные лесные и опытные лесные хозяйства, осуществляющие ведение лесного хозяйства. Практическое выполнение мероприятий по охране лесов от пожаров, в том числе по противопожарной профилактике от пожаров, предупреждению и пресечению нарушений возложено на государственную лесную охрану и ее подразделения, а также ведомственную охрану. В районах, где отсутствуют возможности проведения противопожарных мероприятий наземным методом, профилактика, обнаружение и тушение лесных пожаров возлагаются на договорной основе на базы авиационной охраны лесов, авиазвенья и авиаотделения.
Мероприятия по противопожарной профилактике в лесах подразделяются на три основные группы: предупреждение возникновения лесных пожаров, ограничение распространения лесных пожаров и организационно-технические и другие мероприятия, обеспечивающие пожарную устойчивость лесного фонда.
Предупреждение возникновения лесных пожаров осуществляется посредством лесной пропаганды и агитации, регулирования посещаемости лесов населением, контроля за соблюдением правил пожарной безопасности, организационно-технических и лесоводственных мероприятий, снижающих вероятность возникновения пожаров.
Ограничение распространения пожаров заключается в повышении пожароустойчивости насаждений за счет регулирования состава древостоев, очистки их от захламленности и своевременного проведения выборочных и сплошных санитарных рубок и рубок ухода, очистки лесосек от порубочных остатков, противопожарного обустройства лесов, включающего создание системы противопожарных барьеров, сети дорог и водоемов, а также в контролируемом выжигании не покрытых лесом участков лесного фонда.
Организационно-технические и другие мероприятия, повышающие пожарную устойчивость лесного фонда, заключаются в закреплении участков леса за населенными пунктами, организациями, предприятиями, подготовке местного населения к работам по вопросам предупреждения, обнаружения, тушения лесных пожаров, строительство и ремонт противопожарных объектов, работа с органами власти, арендаторами и т.д.
По времени и оперативности проведения профилактические мероприятия подразделяются на плановые, выполняемые по заранее разработанному проекту независимо от уровня текущей пожарной опасности (ПО) в лесу (противопожарная пропаганда, благоустройство лесной территории, устройство минерализованных полос, противопожарных дорог и водоемов) и регламентированные текущим уровнем ПО в лесу (дежурство пожарных команд, регулирование посещаемости лесов населением, патрулирование и др.).
Учитывая, что в подавляющем большинстве случаев лесные пожары возникают из-за неосторожного обращения людей с огнем во время отдыха или выполнения работ, государственные органы управления лесным хозяйством обязаны обеспечить:
широкое проведение лесопожарной пропаганды среди населения в населенных пунктах, общественном транспорте, местах выполнения работ и массового отдыха людей по соблюдению правил пожарной безопасности;
организацию лесной рекреации в целях сокращения неорганизованного притока людей, обеспечения пожарной безопасности в местах отдыха;
контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах, установление причин возникновения лесных пожаров, выявление нарушителей и виновников возникновения лесных пожаров.
3.1.1. Лесопожарная пропаганда
Лесопожарная пропаганда должна вестись а направлении обеспечения выполнения требований пожарной безопасности в лесу и формирования у населения более глубоких знаний о лесе, взаимодействие человека с лесом, необходимости активных действий по охране леса.
Лесопожарная пропаганда должна быть целенаправленной, оперативной, соответствовать времени года, обстановке и категории населения, содержать конкретные факты, а печатные издания должны быть выразительными, привлекательными и образными.
Лесопожарная пропаганда должна проводиться непрерывно в течении года и усиливаться в пожароопасном сезоне, особенно при наступлении высокой пожарной опасности по условиям погоды.
Для проведения этой работы должны в первую очередь использоваться средства массовой информации: печать, радио, телевидение, кино и другие.
Рекомендуются следующие формы лесопожарной пропаганды:
предприятиям, учреждениям, организациям в местах лесозаготовительных и других работ, а также в местах проведения культурно-массовых и иных мероприятий в лесу на темы о значении леса, необходимости осторожного обращения с огнем и соблюдении других требований пожарной безопасности в лесах. При этом особое внимание должно быть уделено вопросам о причинах возникновения пожаров в лесу и способах устранения этих причин, о порядке оповещения о пожарах в лесу работников государственной и ведомственной лесной охраны, милиции и местных органов власти для организации тушения, о способах тушения лесных пожаров, в том числе о применении подручных средств. Передачу таких лекций, докладов и бесед необходимо проводить также по местным радиотрансляционным сетям и телевидению;
проведение индивидуальных бесед на указанные выше темы с занятыми в лесу рабочими, гражданами в населенных пунктах и отдыхающими в лесу, туристами, экскурсантами, школьниками и т.д.;
создание кино- и видеофильмов, киноплакатов о вреде, наносимом лесными пожарами, причинах возникновения лесных пожаров и мерах борьбы с ними. Организация широкого показа этих фильмов, киноплакатов в кинотеатрах, клубах, домах культуры, санаториях, домах отдыха и школах;
опубликование в местной периодической и стенной печати выступлений, бесед, статей научных работников, работников государственной и ведомственной лесной охраны и других специалистов лесного хозяйства на указанные выше темы. Издание массовыми тиражами и распространение плакатов, листовок и других материалов массовой печатной пропаганды;
размещение у дорог, на участках, где ведутся работы, в местах отдыха трудящихся в лесу периодически обновляемых плакатов и объявлений, предупреждающих о пожарной опасности в данное время, о необходимости заботливого отношения к лесам, осторожного обращения с огнем и выполнения других требований пожарной безопасности в лесах. Изготовление, размещение у дорог и распространение в населенных пунктах лесопожарных эмблем, мобилизующих внимание на предупреждение лесных пожаров;
ежедневная передача по местному радио в течение всего пожароопасного сезона сведений о пожарной опасности в лесах одновременно с метеосводками и прогнозами, а начиная с III класса пожарной опасности по условиям погоды - систематическая передача соответствующих предупреждений по местным радиотрансляционным сетям в населенных пунктах, пригородных поездах, автобусах, троллейбусах и на железнодорожных станциях, пристанях водного транспорта в лесных районах, а также с помощью мегафонов и звукоусилительных устройств на автомашинах, самолетах и вертолетах при наземном и авиационном патрулировании;
изготовление и распространение наклеек на спичечных коробках и других предметах массового потребления с соответствующими рисунками и текстами, содержащими призывы к сбережению лесов и предупреждению лесных пожаров; использование для распространения таких призывов штампов для печатания соответствующих текстов на конвертах в почтовых отделениях и т.п.;
противопожарная пропаганда через световые газеты, агитационные авиарейсы, проведение телевизионных и редакционных встреч "За круглым столом", "Служба-01", "Русский лес и его охрана" и другие;
организация при конторах лесхозов, лесничеств и других работающих в лесах предприятий, учреждений, организаций, в сельских клубах, школах и т.д., а также в местах массового отдыха трудящихся в лесу выставок и устройство стендов по вопросам о значении леса, вреде, наносимом лесам пожарами, способах и средствах предупреждения лесных пожаров и борьбе с ними.
Противопожарная пропаганда, разъяснительная и воспитательная работа среди населения может производиться и в иных формах, обеспечивающих ее доходчивость до широких масс сельского и городского населения.
Особое внимание должно быть уделено широкому разъяснению Основ лесного законодательства Российской Федерации, Правил пожарной безопасности в лесах, а также постановлений и решений органов власти о мерах по охране лесов от пожаров. При этом необходимо не только знакомить население с содержанием указанных правил, постановлений и решений, но и разъяснять, как следует их выполнять, какие рекомендуются способы выполнения отдельных требований пожарной безопасности или противопожарных мероприятий.
Государственные органы управления лесным хозяйством обязаны:
требовать от руководителей предприятий, организаций, учреждений, арендаторов, ведущих работы или имеющих объекты в лесу, проведения перед началом пожароопасного сезона, а от руководителей предприятий, организаций и учреждений, осуществляющих культурно-массовые и другие мероприятия в лесу, перед каждым выездом или выходом в лес участников этих мероприятий инструктажа рабочих, служащих или участников культурно-массовых и других мероприятий по вопросам предупреждения лесных пожаров и способах их тушения;
систематически проводить работу по широкому вовлечению общественности в дело охраны, восстановления и приумножения лесных богатств, организации лесных дозоров, постов, бригад и т.п.;
организовать обучение населения способам предупреждения и тушения лесных пожаров с применением ручных орудий и имеющейся в лесхозах техники.
3.1.2. Лесная рекреация
Из года в год значительно возрастает использование лесов для отдыха, проведения спортивных мероприятий, туризма, экскурсий и т.п.
В связи с этим важной задачей по предупреждению лесных пожаров является проведение мероприятий, направленных на подготовку лесного фонда для организованного отдыха населения.
В указанных целях рекомендуется:
производить в установленном порядке передачу лесных участков в аренду для пользования лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристских и спортивных целях с условием их благоустройства и обеспечения пожарной безопасности и сохранности на этих участках и прилегающих к ним площадях лесной растительности и других объектов; осуществлять работы по благоустройству выделяемых участков для организованного отдыха, проводить на них строительство кемпингов, мотелей, палаток, павильонов, беседок, кухонь, оборудовать стоянки для машин, места для курения и другие сооружения, обеспечить охрану этих участков и осуществлять эксплуатацию созданных на них объектов;
требовать от туристских, спортивных и других организаций проведения мероприятий по благоустройству площадок, маршрутов и стоянок (устройства мест для разбивки палаток, разведения костров, сбора мусора и т.д.).
3.1.3. Контроль за соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах
Лесхозы обязаны обеспечить постоянный контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, находящихся в их ведении.
Для осуществления контроля за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах и их выполнением установленных противопожарных мероприятий лесхозы должны организовать постоянное наблюдение в местах лесозаготовительных и других работ в лесах, а также патрулирование лесов по дорогам и на участках, наиболее посещаемых населением.
Патрулирование должно производиться по маршрутам, заранее запланированным с учетом оценки лесных участков по степени опасности возникновения в них пожаров (см. приложение), периодов пожароопасного сезона, а также времени наибольшего притока в леса населения. В первую очередь патрулирование лесов обеспечивается в участках, отнесенных к первым двум классам пожарной опасности.
По мере роста комплексного показателя пожарной опасности по условиям погоды патрулированием последовательно охватываются участки, отнесенные к последующим классам.
Патрулирующие должны быть обеспечены средствами транспорта (мотоцикл, мопед, велосипед, автомашина, мотолодка, катер, верховая лошадь и др.), иметь при себе ранцевые огнетушители, противопожарный инвентарь и средства радиосвязи.
В период высокой пожарной опасности по условиям погоды (IV класс и выше) рекомендуется создавать у дорог при въездах в лес контрольные посты с целью предупреждения водителей транспорта, а также граждан о соблюдении правил пожарной безопасности при нахождении в лесах.
В районах, где осуществляется авиационное патрулирование лесов, наряду с проводимой с борта самолетов или вертолетов противопожарной пропагандой с помощью звукоусилительных установок, должно также осуществляться наблюдение с воздуха за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах с передачей через звукоусилительную установку требований о прекращении нарушений.
Во всех случаях обнаружения нарушений правил пожарной безопасности в лесах работники лесной охраны обязаны принять меры к прекращению нарушений, составить протокол по установленной форме и не позднее следующего дня передать его в лесничество или непосредственно лесхозу для привлечения виновных к ответственности в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации.
При невыполнении предприятиями, организациями, учреждениями и другими лесопользователями требований лесхозов о прекращении нарушений правил пожарной безопасности в лесах, местные органы власти по представлению лесхозов могут приостанавливать работу в лесу на участках и объектах, где допущены нарушения до их устранения.