Недействующий

Об утверждении федеральной программы развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2000 года "Рыба" (с изменениями на 30 декабря 2000 года) (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

4. Ресурсное обеспечение программы

Для реализации Программы необходимы ресурсы: финансовые, материально-технические и трудовые. От степени обеспечения отдельными видами ресурсов будут зависеть сроки реализации Программы, стабилизация промышленного производства и создание предпосылок и базы для устойчивого развития отрасли.

4.1. Финансовое обеспечение реализации Программы

В условиях крайне напряженного положения с формированием и исполнением федерального бюджета в 1995 году и ближайшей перспективе в Программе предусмотрено финансирование предприятий и организаций преимущественно (на 58 процентов) за счет собственных источников: амортизационных отчислений и прибыли, а также за счет широкого привлечения заемных средств и кредитных ресурсов, включая иностранные кредиты. За счет средств федерального бюджета предполагается покрыть только 19,8 процента общей потребности в финансовых ресурсах.

Средства федерального бюджета предусматривается использовать только на содержание центрального аппарата Комитета Российской Федерации по рыболовству, органов рыбоохраны, предприятий по воспроизводству рыбных запасов и учебных заведений для подготовки кадров отрасли, создание материально-технической базы для них, а также на развитие общеотраслевой науки.

В рамках развития промышленности более широко должны использоваться централизованные кредитные ресурсы, которые, с учетом специфики отрасли, должны предоставляться на долгосрочный период и на льготных условиях. Выделение кредитных ресурсов должно осуществляться на конкурсной основе с учетом экономической эффективности и социальной значимости объектов.

Развитие промышленности в рамках региональных программ должно опираться на использование средств местных бюджетов, а также на собственные и заемные средства предприятий и организаций.

В условиях нехватки централизованных бюджетных ресурсов предусматривается использование на основе разрешения Правительства Российской Федерации средств внебюджетных источников целевого назначения и введение в перспективе дифференцированной платы за сырьевые ресурсы с аккумулированием средств в специальных фондах.

В целом на реализацию Программы потребуется 17847,74 млрд. рублей (таблица 11).

Реализация Программы по предлагаемому варианту обеспечит стабилизацию к 2000 году объема добычи рыбы и морепродуктов на уровне 4,2 млн.тонн и производство 2565 тыс.тонн товарной пищевой рыбной продукции, включая консервы, а также создаст предпосылки для устойчивого развития рыбной промышленности в отдаленной перспективе.

4.2. Материально-техническое обеспечение Программы

Материально-техническое обеспечение деятельности предприятий и организаций рыбного хозяйства по добыче, переработке, хранению, транспортировке и реализации продукции отрасли осуществляется в настоящее время на основе прямых договоров, заключаемых с предприятиями вспомогательных производств внутри самой отрасли, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.

Предприятия и организации отрасли широко взаимодействуют с иностранными партнерами по поставкам судов, оборудования, запасных частей к ним, материалов и различных видов сырья и компонентов, которые не производятся на территории Российской Федерации или имеют более высокое качество. После распада СССР сохранились тесные технологические связи со странами ближнего зарубежья.

В условиях формирования рыночных отношений и перехода от централизованных форм обеспечения материально-техническими ресурсами к их поставкам по прямым договорам предприятия и организации рыбной отрасли испытывают значительные трудности в приобретении материально-технических ресурсов, необходимых для добычи и переработки рыбы и других морепродуктов, что обусловлено отсутствием у них достаточного количества собственных оборотных средств и требованием поставщиков о предварительной оплате приобретаемых ресурсов. Высокий уровень процентных ставок по банковским кредитам делает их малоэффективными. В целях своевременного обеспечения предприятий и организаций рыбной отрасли материально-техническими ресурсами для возобновления производства необходима государственная поддержка в виде предоставления льготных кредитов для пополнения оборотных средств.

В рамках самой отрасли предстоит провести работу по восстановлению разрушенных хозяйственных связей на основе заключения долговременных прямых договоров, объединения в союзы и ассоциации.

4.3. Трудовые ресурсы

В результате приватизации предприятий и организаций в отрасли резко сократилось число работников государственного сектора. В 1995 году в государственном секторе предположительно будет работать около 40 тыс.человек. В последующие годы не предвидится значительного изменения численности таких работников, так как часть предприятий и организаций отрасли и в перспективе останется государственными.

Падение объемов производства в 1993 - 1994 годах не сопровождалось адекватным увольнением персонала, что привело к увеличению доли постоянных расходов в себестоимости продукции, снижению производительности труда. На предприятиях и в организациях сохраняются действующие рабочие места, практикуется введение неполной рабочей недели, предоставление отпусков без сохранения содержания и т.п. Данные процессы способствуют нарастанию скрытой безработицы.

В настоящее время в отдельных регионах имеется даже избыток трудовых ресурсов, и в условиях сворачивания производства возникают проблемы в связи с необходимостью трудоустройства работников и членов их семей, создания новых рабочих мест для выезжающих из северных регионов в центральную часть Российской Федерации.

Численность работников на предприятиях и в организациях рыбного хозяйства всех форм собственности к 2000 году составит при условии стабилизации производства 434 тыс. человек. В случае отсутствия государственной поддержки при нарастающем сокращении производства (на 31,7 процента в 2000 году по сравнению с 1993 годом) численность работников уменьшится в 2000 году на 20,5 процента, в первую очередь за счет высвобождения плавсостава в связи с интенсивным списанием судов и постановкой их на отстой.

Ожидается, что сокращение трудовых ресурсов в 1995 году будет происходить почти в 3,3 раза медленнее, чем уменьшение выпуска продукции. Это свидетельствует о продолжающейся экстенсификации производства, отсутствии структурной перестройки промышленности, стремлении любыми путями сохранить рабочие места на производстве.

В 1995 году еще не будет до конца преодолена существующая кризисная ситуация, хотя появятся элементы стабилизации. Ожидается прекращение снижения производительности труда, темпы которого впервые за последние годы почти сравняются с темпами падения производства. К 2000 году в обстановке предполагаемого подъема производства ожидается рост производительности труда. Сокращение численности занятых на производстве будет происходить в условиях начавшейся структурной перестройки рыбной промышленности и оживления инвестиционной деятельности. Это приведет к совершенствованию технического уровня производства, сохранению оставшихся кадров рабочих и специалистов, их оптимальной занятости. Состояние трудовых ресурсов в регионах Российской Федерации, где сосредоточена рыбная промышленность, позволяет обеспечить стабильную работу отрасли и даже расширение объемов производства в перспективе.

4.4. Отраслевая система образования

В соответствии с прогнозом на 2000 год прием студентов и курсантов для обучения в высших и средних профессиональных учебных заведениях отрасли составит соответственно 2450 и 2800 человек. Контингент учащихся высших учебных заведений по сравнению с 1994 годом в 2000 году сократится на 1,2 - 1,5 тыс. человек, а в средних профессиональных учебных заведениях увеличится на 0,5 - 0,7 тыс. человек. Резко сократится в высших и средних профессиональных учебных заведениях контингент студентов, обучающихся на заочных и вечерних факультетах и отделениях.

Подготовка квалифицированных рабочих в значительной степени будет определяться уровнем развития производства. Количество этих рабочих составит в 2000 году 30 - 35 тыс. человек.

Подготовка высших научно-педагогических кадров находится в критическом состоянии из-за слабой материальной обеспеченности аспирантов и падения престижа научно-исследовательского труда. Низкий уровень заработной платы приводит к оттоку из учебных заведений молодых перспективных преподавателей. В научно-исследовательских и учебных организациях наблюдается старение научно-педагогических кадров. В этой связи нельзя допустить дальнейшее снижение численности кадров высшей квалификации.

Планируется, что к 2000 году прием в аспирантуру составит не менее 50 - 55 человек.

По ряду традиционных специальностей с учетом снижения потребности в соответствующих кадрах будет уменьшен план приема учащихся на условиях бюджетного финансирования, одновременно увеличится прием по специальностям, необходимым для проведения рыночных реформ. Начиная с 1995/96 учебного года значительно расширяется подготовка специалистов широкого профиля, особенно для рыбопромыслового флота.

Путем внедрения новых технологий обучения, приведения учебных планов и программ в соответствие с требованиями международных конвенций по дипломированию моряков сокращаются сроки подготовки специалистов с высшим образованием по ряду специальностей. В 1994 году впервые в Российской Федерации в Петропавловск-Камчатском высшем морском училище был произведен выпуск специалистов с высшим образованием со сроком обучения 4 года.

В 1995-1996 годах предстоит большая работа по совершенствованию управления рыбохозяйственным образованием, разработке региональных образовательных программ и оптимальной схемы размещения высших и средних профессиональных учебных заведений с учетом потребностей отрасли в кадрах. В рамках совершенствования подготовки специалистов будет развиваться система договорных отношений между учебными заведениями, студентами и предприятиями-заказчиками молодых специалистов. Высшие учебные заведения отрасли будут превращаться в учебные и методические центры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров рыбной отрасли в своих регионах.