Недействующий

Об утверждении федеральной программы развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2000 года "Рыба" (с изменениями на 30 декабря 2000 года) (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

2. Основные цели и задачи программы

Основной целью рыбохозяйственной деятельности в период до 2000 года является обеспечение населения Российской Федерации и специальных потребителей рыбными товарами, а других отраслей народного хозяйства - разнообразной технической и кормовой продукцией (таблицы 4, 5, 6, 7).

Программа направлена на преодоление падения производства в 1995 году и его стабилизацию в последующие годы на уровне, достигнутом в 1993 году.

Исходя из этих целей, а также тенденций и особенностей развития рыбного хозяйства, в Программе определены следующие задачи, которые необходимо решить в период до 2000 года:

повышение эффективности использования сырьевых ресурсов;

обеспечение воспроизводства и охраны рыбных запасов;

осуществление структурной перестройки рыбного хозяйства;

содействие развитию предприятий и организаций всех форм собственности;

продолжение работы по обновлению основных фондов предприятий на основе широкого внедрения в производство достижений науки и техники;

повышение качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции;

развитие международного научно-технического сотрудничества и внешнеэкономических связей в области рыболовства.

Результаты анализа сложившейся экономической ситуации в рыбном хозяйстве и в стране в целом, а также тенденций ее возможного изменения в будущем показывают, что в случае отсутствия государственной поддержки отрасли преодолеть сложившиеся в последнее время негативные закономерности в ее развитии не удастся. Такое положение в отрасли можно охарактеризовать как экономический спад, который определяется сокращением потребности в продукции отрасли и предоставляемых ею услугах из-за их удорожания и снижения платежеспособности населения и других потребителей, а также практически полным исчезновением предпосылок роста производительности труда на предприятиях и в организациях отрасли, ведения инвестиционной и инновационной деятельности.

При сохранении такого варианта развития отрасли наиболее остро встанут проблемы, связанные с передислокацией промыслового флота, загрузкой перерабатывающих мощностей сырьем и полуфабрикатами, перепрофилированием основных и вспомогательных береговых производств, потерей производственных и научных кадров, и другие.

К 2000 году в целом по Российской Федерации возможно сокращение уловов рыбы и морепродуктов на 31,6 процента по сравнению с 1993 годом, товарной пищевой рыбной продукции, включая консервы, - на 32,4 процента, выпуска консервов - на 54,7 процента, муки рыбной кормовой - на 37,4 процента, рыбы кормовой для пушного звероводства - на 43,4 процента. Падение уловов будет происходить по всем направлениям рыболовства и рыбоводства, но наиболее заметно оно будет в океаническом рыболовстве. Основными причинами сокращения уловов являются: свертывание российского рыболовства в отдаленных районах Мирового океана из-за снижения его экономической эффективности, либерализация цен на топливо, недостаток оборотных средств, в том числе валютных, наличие большого количества физически изношенных судов и резкое сокращение поставок новых судов, отсутствие отечественного судового технологического оборудования и нехватка запасных частей к импортному оборудованию.

При условии государственной поддержки в части создания благоприятных условий в области кредитной, налоговой и таможенной политики, финансирования за счет средств федерального бюджета государственных организаций, предоставления льгот предприятиям, осуществляющим поставки рыбной продукции, включая консервы, в федеральный фонд в 1995-2000 годах, а также при наличии сырьевой базы и максимальном освоении водных биоресурсов в территориальных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации возможна стабилизация общего объема уловов, что позволит определенным образом приостановить спад производства рыбной продукции и стабилизировать его на уровне чуть ниже достигнутого в 1993 году. При этом прогнозируются увеличение по сравнению с 1993 годом производства живой рыбы (100,2 процента), рыбы мороженой разделанной (102,2 процента), фарша пищевого (120,1 процента) и стабилизация выпуска продукции улучшенного ассортимента. Это потребует мобилизации собственных источников финансирования отрасли для сохранения и пополнения рыбопромыслового флота, укрепления береговой материально-технической базы рыбопереработки, судоремонта, портов, объектов охраны и воспроизводства рыбных запасов и товарного рыбоводства, включая марикультуру.

В современных условиях контроль за улучшением ассортимента выпускаемой продукции и повышением ее качества осуществляется непосредственно на предприятиях и в организациях отрасли путем совершенствования стандартизации, методов и форм технического контроля за процессом производства и выпуском готовой рыбной продукции.

Достижение намеченных целей по стабилизации уловов и производства рыбной продукции будет базироваться на проведении глубокой структурной перестройки управления отраслью.

Схема структурной перестройки управления рыбной отраслью в условиях рыночных отношений основывается на следующих принципах: учреждение акционерных обществ открытого типа, товариществ, их объединение исходя из специализации предприятий и организаций по основным видам деятельности и их территориального и регионального расположения, комплексной увязки на договорной основе экономических интересов, в том числе создание холдинговых компаний, финансово-промышленных групп, формирование других рыночных структур.

Координацию деятельности предприятий и организаций всех форм собственности осуществляет Комитет Российской Федерации по рыболовству на основе договоров и контрактов, заключенных на взаимовыгодных условиях.

Большая роль в этом процессе отводится взаимодействию с объединениями и ассоциациями, создаваемыми во всех регионах, и в первую очередь со Всероссийской ассоциацией рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ).

В целях организации работы действующего промыслового флота, предназначенного для работы в открытых районах Мирового океана, увеличения притока валютных средств, необходимых для обновления производственного потенциала, улучшения технологического обеспечения основных производств регионов целесообразно возобновить крупномасштабный отечественный промысел в открытых районах Мирового океана: для Дальневосточного бассейна - в юго-западной части Тихого океана, для Северного и Западного бассейнов - в Западно-Европейской котловине, море Ирмингера и юго-восточной части Тихого океана, для Южного бассейна - в юго-западной части Тихого океана.

Решение данной проблемы немыслимо без действенного участия государства, в том числе в создании льготных условий в области налогообложения, кредитования и таможенной политики, выделения дотаций на топливо, в организации реализации рыбной продукции, произведенной на промысле в открытых районах Мирового океана, на одних внешних рынках и закупки на вырученные валютные средства рыбных товаров на других внешних рынках для снабжения центральных районов европейской части России.

В этих целях необходимо:

обновить состав промыслового флота путем поставок новых средних и малых судов для освоения прибрежной зоны, а также модернизировать действующий добывающий флот с тем, чтобы использовать его для ведения промысла в исключительной экономической зоне Российской Федерации и экономических зонах иностранных государств, в открытых районах Мирового океана;

произвести техническое перевооружение и реконструкцию действующей береговой материально-технической базы, обслуживающих и вспомогательных производств, в первую очередь расположенных в прибрежной зоне, а также рассмотреть возможности по сдаче в аренду или продаже производственных площадей другим министерствам и ведомствам Российской Федерации;

обосновать и реализовать альтернативные схемы доставки рыбной продукции в районы массового потребления (районы европейской части России и Западной Сибири);

организовать государственную поддержку развития промышленной марикультуры в прибрежных районах Дальнего Востока (в первую очередь в Приморском крае), в Северном и Каспийском бассейнах.

Для обеспечения пропорционального развития всех подотраслей рыбохозяйственного комплекса бассейнов целесообразно:

рассмотреть возможные варианты развития транспортного рефрижераторного флота, реконструкции и расширения действующих причальных линий морских рыбных портов, реконструкции и строительства холодильников, создания соответствующей судоремонтной базы;

выделить необходимые средства для развития системы воспроизводства и охраны рыбных ресурсов;