Недействующий

Об утверждении федеральной программы развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2000 года "Рыба" (с изменениями на 30 декабря 2000 года) (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

1. Современное состояние рыбной отрасли и особенности
ее развития. Формирование региональной политики

Рыбное хозяйство Российской Федерации играет значительную роль в развитии продовольственного комплекса страны. Несмотря на существенное снижение среднедушевого потребления рыбных продуктов (с 20,3 кг в 1990 году до 9,8 кг в 1994 году), в мясо-рыбном балансе страны доля их составляет около 40 процентов (в белковом исчислении), а в общем балансе потребления животных белков (включая мясные и молочные продукты, яйца) - 8 процентов. В ряде регионов страны (в первую очередь в прибрежных, окраинных районах Российской Федерации: Приморском крае, Камчатской, Сахалинской, Калининградской, Астраханской и Мурманской областях) рыбное хозяйство является градообразующей отраслью, основным источником занятости населения.

Отрасль имеет свои постоянные представительства в 12 странах. С 45 странами заключено 60 межправительственных соглашений о сотрудничестве в области рыбного хозяйства.

Специфика рыбной отрасли состоит в том, что около 94 процентов сырья добывается в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в экономических зонах иностранных государств, открытых районах Мирового океана и только 6 процентов рыбы изымается во внутренних водоемах России, включая ее товарное рыбоводство. Указанные особенности развития рыбного хозяйства вызывают необходимость строительства судов рыбопромыслового флота различного назначения (промысловых, обрабатывающих, транспортных и других), а также создания обслуживающей их инфраструктуры (базы флота, судоремонтные заводы, порты и т.д.). На долю флота приходится 85 процентов стоимости основных производственных фондов отрасли.

По состоянию на 1 января 1995 года в рыбной отрасли насчитывалось 2738 добывающих судов, 124 обрабатывающих судна и 202 приемотранспортных судна, из них должны быть списаны соответственно 1223, 86 и 60 судов.

В настоящее время доля судов, отработавших свой нормативный срок, составляет около 45 процентов, в том числе доля добывающих судов, находящихся в эксплуатации более 10 лет, составляет 68 процентов, свыше 15 лет - около 50 процентов; обрабатывающих судов, находящихся в эксплуатации свыше 10 лет, - 85 процентов, свыше 15 лет - 82 процента; приемотранспортных судов, находящихся в эксплуатации более 10 лет, - 64 процента, свыше 15 лет - 47 процентов.

Несмотря на произошедшие в последние годы негативные изменения в рыбном хозяйстве, Российская Федерация продолжает оставаться одним из ведущих рыбопромышленных государств, определяющих стратегию развития мирового рыболовства.

Рыбопромышленный комплекс тесно связан с другими отраслями и является крупным поставщиком кормовой рыбной продукции предприятиям и организациям агропромышленного комплекса. Одновременно рыбное хозяйство является потребителем продукции и услуг более 80 отраслей народного хозяйства Российской Федерации и государств - участников Содружества Независимых Государств, а также одним из основных пользователей услуг российского транспорта, потребителем жидкого и твердого топлива, хлопка и хлопчатобумажной пряжи, синтетических материалов, пищевой и технической соли и другой продукции.

В 1994 году добыча рыбы и морепродуктов составила 3500 тыс.тонн, что ниже уровня прошлого года на 868 тыс.тонн, или на 19,9 процента; выпущено 2160 тыс.тонн товарной пищевой рыбной продукции, что ниже уровня прошлого года на 630 тыс.тонн, или на 22,6 процента; произведено 175 тыс.тонн кормовой рыбной муки, что ниже уровня прошлого года на 52 тыс.тонн, или на 23 процента.

Неудовлетворительное положение сложилось во внутренних водоемах Российской Федерации. Из-за сложной экономической обстановки, нарушения хозяйственных связей, непрекращающегося ухудшения экологического состояния водоемов и недостаточного объема работ по воспроизводству рыбных запасов добыча рыбы во внутренних водоемах снизилась с 503 тыс.тонн в 1990 году до 224 тыс.тонн в 1994 году, или на 55,5 процента. Следует отметить увеличение производства товарной рыбы в рыбоводных хозяйствах с 66 тыс.тонн в 1993 году до 73,4 тыс.тонн в 1994 году.

В результате сокращения бюджетных ассигнований на развитие отрасли и перехода на самофинансирование остро встал вопрос о валютных источниках, одним из которых является экспорт рыбопродукции. В 1993 году было экспортировано 1,3 млн.тонн рыбопродукции и консервов, что составило 46,6 процента общего объема производства. В 1994 году экспорт свежемороженой рыбы (по оперативным данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике) составил 1332,5 тыс.тонн, или 61,6 процента общего объема производства товарной продукции. В 1995 году процесс либерализации внешнеторговой деятельности будет продолжаться в связи с принятием ряда нормативных документов на уровне Правительства Российской Федерации. Резкое увеличение экспорта отрицательно сказывается на потребительском рынке страны, приводит к падению уровня экспортных цен на рыбопродукцию и тем самым снижает объемы валютной выручки. Так, за последние два года экспортная цена на мороженую рыбу снизилась с 1330 до 955 долларов США за тонну.

Сокращение объемов потребления рыбопродукции на внутреннем рынке, рост затрат на используемые материально-технические ресурсы (топливо, тару, сетематериалы и другое) в результате резкого повышения цен на них, а также увеличение расходов на оплату права работы промыслового флота в экономических зонах иностранных государств и на ремонт флота за рубежом привели к тому, что добыча рыбы и других морепродуктов стала осуществляться в исключительной экономической зоне Российской Федерации и близкорасположенных районах океана, в результате чего уменьшилась добыча рыбы и морепродуктов в отдаленных зонах иностранных государств.

В 1994 году основная масса улова рыбы (70,9 процента) добыта в исключительной экономической зоне Российской Федерации (таблица 1).

Ввиду возникших в последние годы финансовых трудностей весьма сложно удержать прежнюю ведущую роль страны в большинстве международных региональных рыболовных организаций.

С 1994 года рыбная отрасль практически не получает серьезной государственной поддержки в виде бюджетных ассигнований на капитальные вложения, льготных кредитов, различных видов дотаций и компенсаций, предоставляемых другим отраслям агропромышленного комплекса.

Так, в 1994 году рыбной отрасли была оказана государственная поддержка, заключавшаяся в частичном выделении из федерального бюджета средств на содержание органов рыбоохраны и рыборазведения, учебных заведений, компенсацию расходов на приобретение топливно-энергетических ресурсов в размере задолженности за второе полугодие 1993 года.

С 1992 года наметилась тенденция изменения структуры выпускаемой продукции в сторону ухудшения. Возрос удельный вес неразделанной продукции. Выпуск продукции улучшенного ассортимента становится для ряда предприятий с низкой технологической оснащенностью экономически невыгодным.

Рентабельность товарной продукции в 1994 году снизилась до 1,3 процента против 14,5 процента в 1993 году.

Рыбное хозяйство с учетом специфических особенностей является валютоемкой отраслью. Это связано с приобретением за рубежом флота, оборудования, запасных частей, не производящихся в достаточных объемах на территории Российской Федерации, а также с валютными расходами на эксплуатацию флота при заходах в иностранные порты, работой в экономических зонах иностранных государств, участием в международных организациях.

В 1992-1993 годах Правительством Российской Федерации принят ряд документов, направленных на обеспечение потребности отрасли в валюте.

В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1993 года N 1330 "О государственной поддержке рыбной отрасли и формировании федерального фонда рыбной продукции в 1994 году" Комитету Российской Федерации по рыболовству было разрешено в 1994 году предоставлять по договорам российским (с участием иностранного капитала) и иностранным юридическим лицам за плату квоты на вылов до 300 тыс.тонн минтая и других водных объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1994 года N 1443 "О государственной поддержке рыбной отрасли в 1995 году" разрешено Комитету Российской Федерации по рыболовству выдавать в 1995 году российским (с участием иностранного капитала) и иностранным юридическим лицам по договорам за плату разрешения (лицензии) на вылов до 350 тыс.тонн минтая и других водных объектов в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации с использованием полученных от этого средств на:

финансирование научно-исследовательских работ, имеющих отраслевое значение;

улучшение материально-технического оснащения органов рыбоохраны и рыборазведения;

строительство и содержание аварийно-спасательного флота;

реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и строительство рыбоводных объектов, включенных в федеральные программы;

осуществление международной деятельности;

финансирование строительства объектов, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 марта 1994 года N 335-р и постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 1994 г. N 288 "О завершении строительства в Приморском крае комплекса по производству пищевых жиров и жидких моющих средств акционерного общества "КМС Славда".

За 1994 год средства, полученные от оплаты права лова и по межправительственным соглашениям, составили 61,8 млн.долларов США.

Суммируя изложенное, можно сделать вывод, что рыбное хозяйство Российской Федерации вступило в острый кризисный период, характеризующийся уменьшением добычи, производства пищевой рыбной продукции, а главное - сокращением реализации рыбной продукции на территории страны.

В ходе экономических преобразований, формирования рыночных отношений в стране структура предприятий рыбного хозяйства претерпела коренные изменения.