Действующий

О Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации (с изменениями от 27 декабря 1995 года)

3. Государственная поддержка инвестиционной деятельности


Постепенный выход российской экономики из кризиса будет способствовать росту накоплений во всех сферах народного хозяйства. Кроме того, государственное регулирование с целью увеличения общего объема инвестиций в стране обусловливает некоторое увеличение в них доли централизованных затрат.

Государство принимает на себя финансирование развития значительной части производственной инфраструктуры. На строительство железных дорог, портов, энергетических предприятий Сибири и Дальнего Востока, объектов связи намечается направить до 10 процентов капитальных вложений, финансируемых за счет федерального бюджета.

В переходный период к рыночной экономике государство направляет до 70 процентов инвестиционных ресурсов, централизованных в федеральном бюджете, на удовлетворение неотложных потребностей социальной сферы - жилищного и муниципального строительства, здравоохранения, культуры, науки.

Оставшиеся 20 процентов централизованных инвестиционных ресурсов используются на стимулирование частных отечественных и иностранных инвестиций в производственной сфере.

Принципиально новой особенностью инвестиционной политики последнего времени является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному частичному финансированию конкретных объектов и формированию состава таких объектов на конкурсной основе.

Переход к оказанию государственной поддержки частным инвесторам на конкурсной основе вместо распределения государственных капитальных вложений предусмотрен Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 года N 1928 "О частных инвестициях в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 1994 года N 744 "О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе".

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 года N 1928 Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Министерством строительства Российской Федерации подготовлены и в декабре 1994 года утверждены "Методические рекомендации о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов". При Министерстве экономики Российской Федерации создана Комиссия по инвестиционным конкурсам, организованы рабочая группа и экспертный совет для отбора наиболее эффективных инвестиционных проектов.

Суть данного подхода заключается в предоставлении возможности претенденту на основе бизнес-плана, в котором значительное место занимают маркетинговые исследования, доказать, что данная продукция найдет своего платежеспособного потребителя, а вложения окупятся не более чем за 2 года.

Для участия в конкурсе в Министерство экономики Российской Федерации в первом полугодии 1995 года поступило около 500 инвестиционных проектов, из которых к конкурсу было допущено около 60. Эти проекты отвечают главному требованию конкурса: доля централизованных инвестиционных ресурсов в затратах на реализацию проекта не превышает 20 процентов и доля собственных и заемных средств (включая иностранные) частных инвесторов составляет не менее 80 процентов. При этом собственные средства инвестора (акционерный капитал, прибыль, амортизация) в указанных затратах составляют не менее 20 процентов. Оценка проектов проводится двумя работающими независимо друг от друга группами специалистов, что позволяет объективно выделять лучшие проекты.

Итоги первого тура конкурса показали, что ограниченная государственная поддержка эффективных коммерческих проектов способствует значительному привлечению частного капитала и обеспечивает рост производства уже в 1996-1997 годах при сроке окупаемости затрат 1,5 -1,6 года.

Для развития заложенных в конкурс идей государственно-коммерческого финансирования проектов намечается реализовать два новых механизма: сертификации проектов и государственных гарантий инвесторам.

Сертификация проекта удостоверяет его качество и определяет размер государственной поддержки:

(в процен-
тах от сто-
имости
проекта)

     производство продукции (услуг), не имеющей ана-
     логов в мире (при подтверждении Роспатентом)       50

     экспорт продукции (услуг) обрабатывающей
     промышленности                                     40

     импортозамещение (при более низкой цене)           30

     удовлетворение платежеспособного спроса            20

Сертификация проекта позволяет проводить аукционы по привлечению инвесторов. Контакты с зарубежными инвесторами показывают, что проведение сертификации значительно повышает их доверие к проектам. Это позволит создать конкуренцию капиталов на инвестиционном рынке и будет способствовать снижению ставки процента коммерческого кредита, что в конечном счете обеспечит повышение эффективности инвестиций.

Второй механизм - предоставление частным отечественным инвесторам государственных гарантий, включающих обязательства государства по возврату части вкладываемых ресурсов в случае срыва реализации высокоэффективного инвестиционного проекта, прошедшего сертификацию, по не зависящим от инвестора причинам. При этом необходимо предоставление инвестором встречных гарантийных обязательств, включая залоговые обязательства. Предусматривается подготовка порядка предоставления инвесторам государственных гарантий.

При этом принципиальное положение состоит в том, что государственная гарантия не должна покрывать 100 процентов риска, так как в этом случае исчезает ответственность банка за возврат выданного кредита.

Для аккумулирования и постоянного увеличения средств, выделяемых не только из федерального бюджета, но и вносимых отечественными и иностранными коммерческими структурами, предусматривается создание Фонда государственных гарантий высокоэффективных инвестиционных проектов на основе организации залоговой системы, отвечающей требованиям мирового уровня.

Рассматриваемые механизмы позволят использовать средства государства с более высокой эффективностью в отношении привлечения частного капитала. Даже при 50 процентах риска проекта размер необходимых государственных средств снижается, как минимум, в 4 раза (в 2 раза в связи с риском и в 2 раза в связи с компенсацией страховых выплат на основе реализации залога).

С целью активизации частного предпринимательства разворачивается работа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 года N 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности".

Использование лизинга заинтересованными предприятиями, особенно представителями малого бизнеса, позволяет им, не прибегая к привлечению кредитов, использовать в производстве новое прогрессивное оборудование и технологии, в том числе "ноу-хау". При этом оплата приобретенного оборудования в рассрочку и отнесение всех связанных с этим расходов на себестоимость своей продукции (услуг) дают возможность уменьшить налогооблагаемую базу и налоговые платежи.

Для производителей основных видов лизингового имущества, то есть для машиностроительных заводов, лизинг создает благоприятные возможности расширения рынков сбыта, преодоления трудностей сбыта своей продукции.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 года N 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности" определило дальнейшее развитие этого вида деятельности. В соответствии с постановлением предусматривается осуществление соответствующей программы мероприятий.

В 1995-1997 годах намечается последовательно проводить курс на стимулирование развития различных форм жилищного строительства: государственного, муниципального, частного, а также на создание благоприятных условий для привлечения на эти цели внебюджетных источников финансирования, прежде всего средств населения.

Предусматривается вовлечение в хозяйственный оборот не завершенных строительством жилых домов. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года N 1181 "О мерах по обеспечению достройки не завершенных строительством жилых домов" находящиеся в федеральной собственности не завершенные строительством жилые дома при отсутствии необходимого финансирования будут передаваться финансово состоятельным инвесторам для завершения их строительства или продаваться, исключительно на конкурсной основе, в целях их достройки в кратчайшие сроки.

Механизм привлечения свободных средств населения для финансирования жилищного строительства определен Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года N 1182 "О выпуске и обращении жилищных сертификатов" и утвержденным этим Указом Положением. В 1994 году во многих городах России начался выпуск жилищных сертификатов, жилищных облигаций и векселей.