Недействующий

Об утверждении Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации (отменен с 01.01.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.2020 N 1122)

Обязанности

174. Общие:

(01) убедиться, что состав вахты достаточен и готов в  соответствующих  условиях  и  обстановке  бороться  за  живучесть  и безопасность судна;  провести инструктаж;  сделать запись в  судовом журнале о приеме вахты;

(02) обеспечивать безопасное ведение промысла и работ на судне, приостанавливать производство работ при выявлении нарушений;

(03) принимать все возможные меры для предотвращения как эксплуатационного, так и аварийного загрязнения морской среды;

(04) не передавать вахту, если считает, что принимающий вахту помощник не в состоянии  эффективно  выполнять  свои  обязанности  и уведомить  об  этом  капитана;  не  принимать  на  себя обязанности, отвлекающие его от выполнения своих основных функций;

(05) в ситуациях, предусмотренных МППСС-72, незамедлительно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства и устройства; использовать  УКВ-радиостанцию  для целей безопасности,  уметь вести переговоры на английском языке с судами, береговыми постами;

(06) в случае падения человека за борт объявить тревогу, принять все возможные меры для спасения и доложить об этом капитану;

(07) своевременно извещать капитана в случаях: резкого  изменения   гидрометеорологических   условий;  опасного  перемещения других судов;  затруднениях сохранения заданного курса, а также если его сохранение становится небезопасным;  когда ожидаемые объекты или глубины в рассчитанное время не обнаруживаются;  объекты открываются неожиданно  или происходит резкое изменение глубин;  выхода из строя энергетической  установки,  рулевого  устройства   или   технических средств   навигации:  ухудшения  управляемости,  других  факторов  в штормовую погоду;  появления льда, препятствий на пути судна; угрозы потери орудий лова или промвооружения; обнаружения сигналов бедствия или получения информации об  этом;  аварийной  обстановки,  а  также случаях любых нарушений или сомнений по ходу вахты.

Несмотря на извещение капитана, вахтенный помощник капитана должен, если потребует обстановка, незамедлительно принимать меры для обеспечения безопасности судна, людей, груза и имущества.

Присутствие капитана на мостике не снимает ответственности с вахтенного помощника капитана за несение вахты и управление судном до тех пор, пока капитан специально не сообщит ему о принятии на себя такой ответственности и это будет взаимно понято.

175. При заступлении на ходовую вахту:

(01) прибыть на мостик заблаговременно (не менее чем за 10 минут до начала вахты), чтобы полностью адаптироваться к остановке;

(02) ознакомиться: с распоряжениями капитана по вахте, районом плавания,   навигационной,   гидрометеорологической   и  промысловой обстановкой, действиями течений, погодой, видимостью и влиянием этих факторов на курс и скорость судна, с обстоятельствами и опасностями, возможными в течение вахты,  другими сведениями,  существенными  для плавания;

(03) проверить местоположение судна, курс, скорость, осадку, поправки  гиро и магнитных компасов,  лага,  РЛС,  эхолота,  наличие отметки  времени  на  курсографе;  убедиться  в   исправной   работе технических средств навигации, поисковой аппаратуры, звукосигнальных средств и ходовых огней;

(04) принять режим работы и способ управления энергетической установкой;

(05) принять заданный режим промысловых работ (глубину, скорость,  время траления,  курсы поиска,  промысловые  ориентиры  и т.д.).

176. На ходовой вахте:

(01) неотлучно находиться на мостике и вести визуальное и техническое  наблюдение  за  окружающей  обстановкой;  пребывание  в штурманской  рубке  допускается  только  на кратковременный срок при условии безопасности и обеспечения надлежащего наблюдения на  период отсутствия;

(02) вести счисление и его контроль, использовать все возможности для определения места  судна,  поправок  компаса,  лага, эхолота с занесением данных в соответствующие журналы;  не реже раза в час и после каждого  изменения  курса  делать  сличения  компасов, следить за курсограммой;

(03) без разрешения капитана не изменять назначенный курс и скорость  судна,  режим  работы  энергетической   установки,   кроме случаев,  связанных с предотвращением опасности для судов и людей (в этих случаях о своих  действиях  немедленно  ставить  в  известность капитана), а также при самостоятельном промысловом судовождении;

(04) при управлении судном с безвахтенным режимом в машинном отделении и  при  дистанционном  управлении  машиной  контролировать режим  работы  систем  и  механизмов,  фиксировать в судовом журнале переход на  обычное  и  дистанционное  управление,  а  также  случаи сигнализации о неисправности энергетической установки;

(05) с момента обнаружения другого судна установить наблюдение за его пеленгом и дистанцией,  выполнять расчеты для выбора  маневра расхождения;   при  угрозе  опасного  сближения  перейти  на  ручное управление рулем, принять меры согласно МППСС-72, доложить капитану;

(06) знать и учитывать маневренные характеристики своего судна, возможности,   ограничения,  погрешности  и  недостатки  технических средств навигации и поисковой аппаратуры;

(07) при подходе к району со стесненными условиями плавания заблаговременно  предупредить  капитана  и вахтенного механика,  при необходимости обеспечить готовность к отдаче якорей;

(08) при плавании вблизи территориальных вод, запретных районов,  экономических  зон контролировать местонахождение судна во избежание нарушений границ и заноса орудий лова в эти районы;

(09) следить за надежностью крепления палубного груза и судового оборудования;

(10) при ухудшении видимости или подходе к району с ограниченной видимостью немедленно известить капитана,  одновременно перейти на ручное управление рулем,  установить безопасную скорость, начать  подачу  туманных   сигналов,   выставить   впередсмотрящего, включить  РЛС,  УКВ  и  сигнально-отличительные  огни,  предупредить машину, сверить часы машины и мостика, сделать отметку на курсографе и обсервацию;

(11) при плавании с лоцманом на борту контролировать место судна и его движение;  при сомнениях в действиях  лоцмана  известить капитана и до его появления принять необходимые меры;

(12) не реже раза за вахту проверять переход с автоматического управления рулем на ручное.