Недействующий

Об утверждении Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации (отменен с 01.01.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.2020 N 1122)

Права

25. Капитан возглавляет экипаж судна и является его руководителем.

26. Капитан осуществляет управление судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно судовладельцу. Все указания, относящиеся к деятельности судна, передаются только капитану, который отвечает за их выполнение.

27. Капитан осуществляет защиту законных интересов и прав членов экипажа и всех лиц, находящихся на судне.

28. Капитан является законным представителем судовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного ему имущества, если на месте нет представителей судовладельца. По поручению судовладельца он заключает сделки, связанные с агентированием судна, взятием лоцманов, буксиров, приобретением продовольствия, топлива и снабжения судна, и другие, касающиеся эксплуатации судна.

29. Капитан издает приказы по судну. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами.

30. Капитан имеет право:

(01) отказаться от приема на борт отдельных грузов, если их погрузка или  перевозка  противоречат  правилам  морской   перевозки опасных грузов,    другим   существующим   правилам   или   угрожает безопасности судна, людей, груза;

(02) объявлять авральные и аварийные работы; никто из находящихся на  борту лиц не вправе  отказаться от участия в них или закончить их раньше установленного срока;

(03) производить необходимые перераспределения обязанностей между отдельными членами экипажа;

(04) задержать и изолировать до прихода в первый отечественный порт   лицо,   действия  которого  не  содержат  признаков  уголовно наказуемого деяния,  но угрожают безопасности судна или  находящихся на нем людей и имущества;

(05) в случае совершения на судне, находящемся в плавании, уголовно наказуемого деяния,  произвести  дознание  в  установленном законодательством    порядке;    задержать   и   изолировать   лицо, подозреваемое  в  совершении  преступления  до  прихода   в   первый отечественный   порт   для   передачи  его  с  материалами  дознания соответствующим властям;

(06) в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей  любого  члена судового экипажа,  списать его с судна и отправить в порт приписки при первой возможности;

(07) в случае опасности для судна, людей и груза либо для оказания помощи другому судну или людям устанавливать  режим  работы главной силовой установки (других технических средств) с превышением установленных норм,  принимая  ответственность  за   последствия  на себя;

(08) во время плавания удостоверять завещания лиц, находящихся на борту судна.  С прибытием в  порт  такое  завещание  должно  быть оформлено в законном порядке;

(09) удостоверять факт рождения ребенка или смерти на судне с оформлением соответствующих актов и  донесения  судовладельцу.  При длительном нахождении  в  море  и  невозможности  сохранения  тела - предать его морю согласно морским традициям;

(10) не выходить в рейс или не продолжать его, если укомплектованность экипажем,  либо  техническое  состояние судна или его технических средств, не обеспечивает безопасности плавания; если снабжение судна    или   техническое   состояние   производственного оборудования не обеспечивает выполнения рейсового задания,  а  также при чрезмерной усталости экипажа. Об этих обстоятельствах извещается судовладелец и  соответствующие  органы  надзора  за   безопасностью мореплавания с отражением факта в судовом журнале;

(11) выбирать тот путь следования судна, который он считает необходимым;

(12) в случае опасности для судна, людей и груза, в других необходимых  случаях  собрать  судовой  совет,  в   который   входят начальники  служб,  а  также  другие  члены  экипажа  по  усмотрению капитана. Окончательное решение принимает только капитан;

(13) при длительном плавании в сложных условиях (свыше 12-ти часов) на время отдыха оставлять вместо  себя  на  мостике  старшего помощника капитана;

(14) в случае неправильных действий лоцмана отстранить его от проводки   и   в   дальнейшем  осуществлять  ее  самостоятельно  или потребовать замены лоцмана;

(15) в случае необходимости в море привлекать к работам, связанным с грузовыми операциями и производством, членов экипажа вне зависимости от их специальности и должности (за исключением радистов и  медицинского  персонала);  указанные  привлечения к работам сверх установленного  рабочего  времени  производится  по  согласованию  с профсоюзом;

(16) при необходимости привлекать к несению вахт (стояночных) лиц командного состава  судна,  имеющих  соответствующие  дипломы  и подготовку, но которые по кругу своих обязанностей вахт не несут;

(17) в случае истощения на судне в море жизненных запасов, в том числе   неснижаемого   запаса  продовольствия,  в  целях  общего распределения произвести    реквизицию    необходимого    количества продовольствия, имеющегося  в распоряжении находящихся на судне лиц, или реквизицию находящегося  на  судне  груза,  который  может  быть использован для питания;

(18) при ведении промысла поручить самостоятельное управление судном и судовождение вахтенному помощнику капитана.

31. Если, по мнению капитана, судну грозит неминуемая гибель, он принимает все меры к спасению пассажиров, после чего разрешает экипажу оставить судно. Капитан оставляет судно последним, приняв все меры к спасению судового, машинного и журнала судовой радиостанции, а также карт данного рейса, других документов и ценностей.

В случае гибели судна, куда бы ни был доставлен его экипаж, капитан сохраняет все права и обязанности в отношении всех лиц, находящихся на судне до его гибели. Если в результате спасения экипаж доставлен в иностранный порт, капитан должен принять все меры к скорейшей доставке его в порт приписки судна.

32. В случае болезни (смерти) капитана, внезапного психического расстройства или иного состояния, которое угрожает безопасности судна или находящимся на нем людям, в командование судном вступает (временно) старший помощник капитана, с немедленным донесением об этом судовладельцу, флагману группы (руководителю промысла), а в иностранном порту - консулу. В судовом журнале делается соответствующая запись.