206. Охрана человеческой жизни на море является основной целью комплекса мероприятий по организации обеспечения живучести судна. Организация обеспечения живучести судна предусматривает:
(01) постоянное поддержание судна, его устройств, технических средств и снабжения в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность судна и его мореходность;
(02) надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой;
(03) постоянную готовность средств борьбы за живучесть; подготовку экипажа к борьбе за живучесть;
(04) постоянное наличие на борту количества экипажа, способного обеспечить борьбу за живучесть.
207. Аварийно-спасательное и противопожарное имущество и инвентарь расписываются в заведование членам судового экипажа и должно храниться на штатных местах.
208. На судах должны выполняться требования норм непотопляемости и остойчивости, вестись постоянное наблюдение за креном, дифферентом и водонепроницаемостью корпуса. Заполнение, осушение и запрессовка балластных цистерн, перекачка балласта и топлива из одних цистерн в другие допускается только с разрешения капитана.
209. Общее руководство борьбой за живучесть судна осуществляет капитан. При отсутствии на судне капитана и старшего помощника борьбу за живучесть возглавляет вахтенный помощник капитана.
Главный (старший) механик руководит борьбой за живучесть в машинном отделении и обеспечивает готовность к действию технических средств. Для организации борьбы за живучесть из членов экипажа создаются постоянные аварийные партии (группы), которые возглавляются начальниками. Капитан вправе привлечь к борьбе за живучесть всех лиц, находящихся на судне.
210. Основой организации борьбы за живучесть судна являются расписания по тревогам. Установлены следующие виды судовых тревог:
(01) общесудовая - объявляется вахтенным помощником в случаях: необходимости заблаговременно подготовить судно к предотвращению грозящей ему опасности; обнаружения поступления забортной воды внутрь судна или ее распространения по судну; взрыва, возникновения пожара, либо обнаружения его признаков: дыма и запаха гари; других происшествий, создающих угрозу судну, грузу, экипажу;
(02) "Человек за бортом" - объявляется вахтенным помощником при падении человека за борт или обнаружении человека (людей) за бортом;
(03) по оставлению судна - объявляется только капитаном или другим лицом по его указанию.
Установлены следующие сигналы судовых тревог:
- общесудовая - непрерывный звонок громкого боя в течение 25-30 сек., повторяемый 3-4 раза; при пожаре (взрыве) сигнал сопровождается частыми ударами в судовой колокол;
- "Человек за бортом" - три длинных сигнала звонком громкого боя общей продолжительностью не менее 15 сек., повторяемый 3-4 раза; продолжительность одного сигнала не менее 5-6 сек.;
- по оставлению судна - семь и более коротких сигналов, вслед за ними один продолжительный сигнал звонком громкого боя, повторяемые 3-4 раза.
Для подачи сигналов в качестве дублирующих средств могут использоваться паровой свисток, тифон, сирена и другие средства.
Сигналы тревог сопровождаются командами голосом или по судовой трансляции. Отбой тревог, а также слово "учебно" при тренировочных учениях (тревогах) объявляются голосом или по трансляции.
211. Расписания по тревогам определяют обязанности членов экипажа и утверждаются капитаном. В расписаниях указываются судовые номера, должности, фамилии членов экипажа, места их сбора, обязанности по каждому виду тревоги, а также взаимозаменяемость.
По общесудовой тревоге определены обязанности членов экипажа в части: управления судном, осуществления радио- и эрительной связи, наблюдения за окружающей обстановкой, обеспечения водонепроницаемости корпуса судна, борьбы с водой и огнем, использования специальных средств борьбы за живучесть, оказания медицинской помощи и обеспечения порядка.
По тревоге "Человек за бортом" определены обязанности членов экипажа по спасению человека (людей) и оказания ему медицинской помощи. По этой тревоге смена вахт не производится.
Тревога по оставлению судна определяет обязанности членов экипажа и лиц, находящихся на судне, в части: подготовки к спуску и спуска спасательных средств, снабжения их дополнительным имуществом и продовольствием, посадки на спасательные средства, управления ими в море и организации их связи между собой и другими судами и объектами. По этой тревоге в первую очередь обеспечивается посадка на спасательные средства детей, женщин и пожилых.
При оставлении судна должны быть приняты все меры к спасению судовых документов, журналов, морских карт с последней прокладкой пути судна, курсограмм, кассы и других ценностей.
212. Расписания по тревогам вывешиваются в наиболее видных общедоступных местах судна. Над койкой каждого члена экипажа вывешивается табличка с его обязанностями по тревогам. У коечных мест пассажиров, других находящихся на судне лиц вывешиваются карточки с указанием сигналов тревог, мест сбора по тревогам, мест нахождения и номеров спасательных средств, на которые они должны высаживаться, способов и приемов надевания индивидуальных средств с иллюстрациями.
213. Для практической отработки действий экипажа по борьбе за живучесть на судне должны регулярно проводиться тренировочные учения по всем видам тревог в сроки, предусмотренные действующими нормативными документами по обеспечению безопасности мореплавания.