Недействующий

О федеральной целевой программе "Российские верфи" (с изменениями на 30 декабря 2000 года) (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

Совершенствование  организации производства,
технологических процессов и производственных мощностей
судостроительной  промышленности

Программой предусматривается совершенствование организационной структуры судостроительной промышленности путем создания конкурентоспособных вертикально-интегрированных производственно-технологических комплексов, охватывающих весь научнопроизводственный цикл изготовления судов, в виде мощных судостроительных компаний, корпораций или концернов с набором предприятий, обеспечивающих процесс создания судна от маркетинга и производства до его реализации, создания финансово-промышленных групп по отдельным особо важным направлениям развития судостроительной техники, а также совместных с зарубежными фирмами предприятий, осуществляющих на кооперационной основе строительство конкурентоспособных судов или производство судового комплектующего оборудования.

Предусмотрено совершенствование методов постройки судов путем внедрения зональных технологий, ориентированных на конечные продукты, что позволит существенно сократить сроки их строительства. Будет осуществлена перестройка системы "проектирование-производство" с обеспечением высокой организационно-технологической надежности процесса постройки судов и снижения непроизводительных затрат.

Предусматриваются также разработка и внедрение принципиально новых технологических процессов с использованием энергий высокой плотности (лазерной, плазменной, электроимпульсной и других), создание и внедрение нового поколения высокопроизводительных машин, оборудования, средств технологического оснащения и механизации на основе использования новых физических явлений и обеспечивающих снижение уровня ручного труда и экологической нагрузки от производственной деятельности предприятий на окружающую среду.

Характерным для сегодняшнего состояния отрасли является большой физический и моральный износ основных производственных фондов и, в частности, их активной части (средний возраст составляет 15 лет), разбалансированность производственных мощностей, несоответствие большинства цехов и сооружений требованиям современной технологии. В связи с этим будет обновлена активная часть наиболее отсталых основных производственных фондов предприятий.

Предусмотрено восстановление утраченного в результате конверсии баланса производственных мощностей судостроительной промышленности, в результате чего мощности отдельных видов производств окажутся в наибольшей степени приспособленными к изменившемуся соотношению в объемах выпуска гражданской и военной продукции.

Повышение потребительских свойств, качества, надежности и конкурентоспособности судового комплектующего оборудования будет обеспечено за счет применения технологического оборудования, материалов, полуфабрикатов и элементной базы смежных отраслей промышленности, закупки лицензий и зарубежного оборудования. Расширение производства комплектующего оборудования до требуемого уровня предусмотрено путем перепрофилирования производств и привлечения высвобожденных в результате конверсии мощностей ряда приборостроительных и машиностроительных предприятий оборонных отраслей промышленности.

Общие ежегодные объемы финансирования составят около 200 млрд. рублей. Работы предполагается осуществлять за счет внебюджетных источников финансирования (кредиты банков, средства предприятий). Для этого предусматривается подготовка предложений, обеспечивающих налоговые льготы инвесторам, вкладывающим средства в развитие судостроительной отрасли и в постройку судов на отечественных верфях, а также создание страховой компании, обеспечивающей гарантии инвесторам при вложении средств в судостроение.

В связи с отсутствием в России возможностей постройки крупнотоннажных транспортных судов Программой предусматривается частичная переориентация на постройку таких судов судоремонтного завода "Звездочка" в г. Северодвинске со строительством на нем крупного сухого дока и создание нового судосборочного комплекса на государственном предприятии "Адмиралтейские верфи" в районе Лужской губы Финского залива.

В случае принятия Правительством Российской Федерации решения о создании производственных мощностей для обеспечения крупнотоннажного судостроения потребуется дополнительно ежегодное финансирование в размере 275 млрд.рублей.