Недействующий

О федеральной целевой программе "Российские верфи" (с изменениями на 30 декабря 2000 года) (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

Судостроение чрезвычайно наукоемкая отрасль. Ориентация отрасли в последние два десятилетия на создание преимущественно военного флота привела к некоторому отставанию в области научного и проектного обеспечения гражданского судостроения. За эти годы появились новые международные рекомендации и требования в части управляемости судов, их прочности, экологической безопасности, комплектации современным спасательным и иным оборудованием. Настоящей Программой предусмотрено проведение целого ряда НИОКР в обеспечение создания современных конкурентоспособных судов, сокращения сроков их проектирования и строительства.

Программа предусматривает также значительное освобождение российских судостроителей и судовладельцев от импортной зависимости в части судового комплектующего оборудования и материалов. Сегодня на проектируемых и строящихся отечественных судах импортное судовое оборудование применяется:

спасательное на 70 процентах судов;

вспомогательные дизель-генераторы на 60 процентах судов;

судовые краны, различные насосы на 50 процентах судов;

лебедки, подруливающие устройства на 30 процентах судов;

радионавигационное оборудование на 20 процентах судов.

В связи с этим настоящей Программой предусмотрено освоение судостроительной промышленностью производства примерно 240 единиц судового комплектующего оборудования и десятков наименований материалов, закупаемых ныне за рубежом.

В комплекс НИОКР входят подпрограммы:

"Развитие";

"Эффективность";

"Прочность";

"Безопасность";

"Машиностроение";

"Энергетика";

"Материалы";

"Электротехника";

"Приборостроение";

"Сертификация и нормативно-техническое обеспечение";

"Судотехнология";

"Акустика".

Основным путем создания нового комплектующего оборудования будет покупка лицензий и совместное с передовыми зарубежными фирмами освоение производства, гарантирующее получение международных сертификатов и сервисное обслуживание.

В период до освоения производства отечественного судового комплектующего оборудования (СКО) целесообразно предусмотреть таможенные льготы при закупке отсутствующего в стране оборудования для судов, строящихся на отечественных верфях для отечественных заказчиков.

Кроме того, поскольку такое оборудование является технологическим оборудованием судна, на него следует распространить льготы по освобождению от налога на добавленную стоимость, предусмотренные Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" для технологического оборудования.

Перечень подпрограмм и объемы их финансирования приведены в приложении 1. Подпрограммы закреплены за государственными научными центрами судостроительной промышленности, такими, как ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова, ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей", и другими научными организациями. Выполнение предусмотренных подпрограммами работ требует ежегодного выделения средств федерального бюджета, величина которых оценивается в размере около 110-140 млрд.рублей в год (приложение 2).