Целью настоящей Программы является обеспечение конкурентоспособности судостроительной промышленности России при высоком стандарте безопасности создаваемых судов, а также сохранение рабочих мест в отрасли.
Первоочередные задачи, которые должна решить судостроительная промышленность в 1996-2000 годах, базируются на нижеперечисленных основных факторах.
Морской транспорт по своим потенциальным возможностям, техническому уровню оказался в критическом состоянии из-за несбалансированного раздела основных фондов между бывшими республиками СССР и высокого среднего возраста доставшихся России судов (в ближайшие годы подлежит списанию 70 процентов тоннажа торгового флота России). Сегодня потребность в морских перевозках удовлетворяется отечественным флотом лишь на 55 процентов. Таким образом, чтобы возродить морской флот России, требуется до 2000 года построить его заново, с учетом современных требований к его эффективности и конкурентоспособности.
Не в лучшем положении оказался и рыбопромысловый флот России, требующий коренного обновления по своей структуре и выхода на современный технический уровень по оснащенности и эффективности.
Речной флот России в связи с высоким средним сроком службы судов (17,5 лет при норме списания в 20-25 лет) также требует в ближайшие годы полного обновления.
Поэтому перед российским судостроением ставится основная задача увеличить в 1996-2000 годы объем гражданского судостроения по сравнению с 1992-1995 годами в 4-4,5 раза в денежном выражении и в 3-3,5 раза по количеству судов.
Решение этой задачи позволит полностью обеспечить заявленную потребность морского, речного и рыбопромыслового флота в тех типах судов, постройка которых традиционно осуществляется на российских верфях.
Будет создан и получит дальнейшее развитие флот для государственных нужд, включающий ледокольные и снабженческие суда для Арктики, спасательные суда для ликвидации и предотвращения чрезвычайных ситуаций, суда для охраны экономической морской зоны России, суда экологического контроля морских акваторий, суда для обеспечения международных соглашений и проектов, научно-исследовательские суда для решения проблемы "Океан".
Будет обеспечена загрузка производственных мощностей отрасли, сохранены рабочие места не только в отрасли, но и в смежных отраслях промышленности, обеспечено сохранение и развитие научно-технического потенциала отрасли, накопленного за долгие годы ее становления.
Одной из важнейших научно-технических задач, реализуемых в этот период, должно стать сохранение и расширение областей приоритетной судостроительной техники и уникальных прорывных технологий, в области которых страна имеет преимущество или занимает ведущее положение в мире. К таким областям судостроительной техники сегодня относятся:
скоростные суда с новыми принципами поддержания (суда на подводных крыльях, на воздушной подушке, на каверне и другие);
экранопланы;
атомные суда для Арктики (ледоколы, лихтеровозы-снабженцы и другие);
научно-исследовательские суда различного назначения.
Попутно с указанными задачами, как следствие их реализации, будет решена задача укрепления позиций российского судостроения на мировом рынке, расширения экспорта судостроительной продукции с целью улучшения валютного баланса страны.