1.1. Настоящая Инструкция определяет порядок служебного расследования крушений на железных дорогах Союза ССР.
1.2. Служебное расследование крушений производят начальники железных дорог, отделений дорог, дорожные ревизоры по безопасности движения и ревизоры по безопасности движения отделений дорог с участием причастных начальников служб, отделов управлений и отделений дорог.
Служебное расследование крушений пассажирских поездов производят с выездом на место заместители Министра путей сообщения совместно с руководителями причастных главных управлений МПС. В служебном расследовании остальных крушений пассажирских, а также грузовых поездов с тяжелыми последствиями участвуют ответственные работники Министерства путей сообщения (в редакции 11 октября 1982 г.).
Представители прокуратуры, органов Комитета госбезопасности СССР и МВД СССР присутствуют при служебном расследовании крушений и других чрезвычайных происшествий и действуют в соответствии со своими полномочиями и инструкциями.
1.3. При служебном расследовании должны быть выявлены:
а) обстоятельства, предшествовавшие крушению;
б) последствия крушения;
в) причины крушения;
г) лица, по вине которых произошло крушение, и конкретная вина каждого из них;
д) недостатки в работе хозяйственного подразделения, по вине работников которого допущено крушение.
1.4. Все металлографические и другие исследования и испытания, связанные с расследованием причин крушений, должны производиться Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта.
1.5. Прокурор вправе знакомиться на всех стадиях служебного расследования с необходимыми материалами, ставить перед железнодорожной администрацией вопросы, подлежащие обязательному рассмотрению и решению с отражением в соответствующих актах служебного расследования.
Вопрос о возбуждении уголовного дела решается представителем прокуратуры. Следствие проводится в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом.
При возбуждении уголовного дела вся первичная документация в подлинниках передается органам следствия.
1.6. Руководство отделения дороги несет полную ответственность за сохранность предметов и материальных следов крушения на весь период служебного расследования и предварительного следствия. Лица, производившие служебное расследование, принимают решение о направлении предметов и материальных следов на исследование во Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта по согласованию с прокурором и Главным ревизором по безопасности движения МПС.
Предметы и материальные следы, техническая документация, относящиеся к крушению, хранятся до получения письменного разрешения органов следствия или суда на их уничтожение.
1.7. Ответственность за правильность квалификации происшедших крушений в соответствии с установленным порядком несет начальник железной дороги.