МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
КРУШЕНИЙ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ*

_____________________

* Приказом Министерства путей сообщения от 25.12.81 г. N Д-40687 действие Инструкции о порядке служебного расследования крушений на железных дорогах N ЦРБ-3960 распространено на служебное расследование аварий на железных дорогах.

Утверждена Министерством путей сообщения
от 27 февраля 1981 г. N ЦРБ/3960

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция определяет порядок служебного расследования крушений на железных дорогах Союза ССР.

1.2. Служебное расследование крушений производят начальники железных дорог, отделений дорог, дорожные ревизоры по безопасности движения и ревизоры по безопасности движения отделений дорог с участием причастных начальников служб, отделов управлений и отделений дорог.

Служебное расследование крушений пассажирских поездов производят с выездом на место заместители Министра путей сообщения совместно с руководителями причастных главных управлений МПС. В служебном расследовании остальных крушений пассажирских, а также грузовых поездов с тяжелыми последствиями участвуют ответственные работники Министерства путей сообщения (в редакции 11 октября 1982 г.).

Представители прокуратуры, органов Комитета госбезопасности СССР и МВД СССР присутствуют при служебном расследовании крушений и других чрезвычайных происшествий и действуют в соответствии со своими полномочиями и инструкциями.

1.3. При служебном расследовании должны быть выявлены:

а) обстоятельства, предшествовавшие крушению;

б) последствия крушения;

в) причины крушения;

г) лица, по вине которых произошло крушение, и конкретная вина каждого из них;

д) недостатки в работе хозяйственного подразделения, по вине работников которого допущено крушение.

1.4. Все металлографические и другие исследования и испытания, связанные с расследованием причин крушений, должны производиться Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта.

1.5. Прокурор вправе знакомиться на всех стадиях служебного расследования с необходимыми материалами, ставить перед железнодорожной администрацией вопросы, подлежащие обязательному рассмотрению и решению с отражением в соответствующих актах служебного расследования.

Вопрос о возбуждении уголовного дела решается представителем прокуратуры. Следствие проводится в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом.

При возбуждении уголовного дела вся первичная документация в подлинниках передается органам следствия.

1.6. Руководство отделения дороги несет полную ответственность за сохранность предметов и материальных следов крушения на весь период служебного расследования и предварительного следствия. Лица, производившие служебное расследование, принимают решение о направлении предметов и материальных следов на исследование во Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта по согласованию с прокурором и Главным ревизором по безопасности движения МПС.

Предметы и материальные следы, техническая документация, относящиеся к крушению, хранятся до получения письменного разрешения органов следствия или суда на их уничтожение.

1.7. Ответственность за правильность квалификации происшедших крушений в соответствии с установленным порядком несет начальник железной дороги.

2. Действия работников, участвующих в служебном
расследовании и ликвидации последствий крушения

2.1. По получении сведений о крушении дежурный по отделению дороги, а в управлении железной дороги - дежурный помощник начальника распорядительного отдела службы движения немедленно докладывают об этом соответственно начальнику отделения дороги и начальнику железной дороги, при наличии пострадавших людей принимают меры по оказанию им необходимой медицинской помощи, направляют на место происшествия электромеханика связи совместно с начальником ближайшей станции, а также обеспечивают быстрейшую доставку восстановительных средств для ликвидации последствий.

Одновременно дежурный по отделению дороги сообщает о происшедшем ревизору по безопасности движения отделения дороги, причастным начальникам отделов отделения дороги, транспортному прокурору или прокурору района в случае отдаленности места нахождения первого, отделу внутренних дел на транспорте, при необходимости и органу ГАИ района, на территории которого произошло крушение, а также соответствующему органу Комитета госбезопасности Союза ССР по месту нахождения отделения дороги, помощник начальника распорядительного отдела службы движения - дорожному ревизору по безопасности движения, заместителям начальника дороги, начальникам служб, вышестоящему транспортному прокурору, управлению внутренних дел на транспорте, при необходимости органу ГАИ области, на территории которой произошло крушение, и представителю Комитета госбезопасности Союза ССР по месту нахождения управления железной дороги. В случаях схода с рельсов подвижного состава с легковоспламеняющимися жидкостями и другими опасными грузами, а также при возникновении пожара в результате схода или столкновения дежурный по отделению немедленно направляет к месту случая пожарный поезд и о пожаре сообщает в местные части МВД СССР.

2.2. Работники дежурного аппарата распорядительного отдела службы движения железных дорог о крушениях должны немедленно докладывать дежурному аппарату Главного управления движения МПС, ответственные работники которого докладывают руководству Министерства.

О всех крушениях начальник железной дороги обязан лично докладывать Министру путей сообщения.

О случае травматизма пассажиров при крушении начальник железной дороги немедленно докладывает в Главное пассажирское управление МПС с сообщением фамилий пассажиров, места их жительства и принимаемых мерах по оказанию им необходимой помощи.

2.3. Начальник отделения железной дороги, ревизор по безопасности движения отделения дороги с начальниками причастных отделов и предприятий, получив сообщение, немедленно выезжают на место крушения для расследования и принятия мер, а также оказывают необходимое содействие в прибытии на место происшествия представителей следственных органов.

2.4. Начальник железной дороги, дорожный ревизор по безопасности движения с начальниками причастных служб по получении сообщения о крушении немедленно выезжают на место и принимают решение о порядке дальнейшего расследования.

2.5. Начальник или заместитель начальника главного управления МПС, в подведомственном хозяйстве которого допущено крушение пассажирского поезда независимо от последствий, по получении сообщения о крушении, выезжают на место случая, участвуют в служебном расследовании его и принимают меры по устранению вскрытых недостатков. О проведенной при этом работе и принятых мерах руководители главных управлений докладывают первому заместителю Министра.

2.6. Местная железнодорожная администрация (начальник станции, начальник депо, начальник дистанции пути, начальник восстановительного поезда и др.), не ожидая прибытия лиц, производящих расследование, немедленно при наличии пострадавших принимают меры по оказанию необходимой медицинской помощи, приступают к ликвидации последствий крушения и восстановлению движения, обеспечивая сохранность перевозимых грузов. При этом начальником дистанции пути с причастными работниками составляется акт с точным описанием устраненных при восстановлении движения повреждений и неисправностей, обеспечивается сохранность кусков рельсов, изломанных или поврежденных деталей подвижного состава и материальных следов, которые могут иметь значение при установлении причин крушения, также составляется схема расположения подвижного состава и предметов, изъятых с места происшествия в связи с производством восстановительных работ. Начальником восстановительного поезда должно быть произведено фотографирование места крушения. Акт об устраненных повреждениях со схемой, фотоснимками общего вида места крушения, поврежденного пути и подвижного состава, обнаруженных на пути посторонних предметов, изломанных деталей, неправильно загруженных вагонов и т.п. приобщается к акту служебного расследования.

2.7. Немедля, после выяснения причин крушения, но не позднее чем через 24 час. с момента происшествия, начальник отделения дороги, транспортный прокурор или прокурор района и ревизор по безопасности движения отделения дороги сообщают по телеграфу за совместными подписями об обстоятельствах крушения Главному ревизору по безопасности движения Министерства путей сообщения и в Прокуратуру СССР, а также начальнику железной дороги, вышестоящему транспортному прокурору и прокурору союзной республики.

2.8. Начальник железной дороги и начальник отделения дороги при расследовании крушения одновременно с выявлением причин и виновников проверяют состояние дисциплины на предприятиях, содержание сооружений, пути, подвижного состава и других технических средств транспорта, организацию подбора, расстановки и обучения кадров на том участке, где произошло крушение, а также принимают меры по предупреждению их не только на этом, но и на других участках железной дороги.

2.9. Начальник отделения дороги в 3-дневный срок, а начальник железной дороги в срок до 5 дней обязаны закончить служебное расследование крушения и рассмотреть причины его на специальных совещаниях.

3. Порядок оформления результатов служебного
расследования

3.1. После выяснения причин крушения, определения виновных работников и установления степени повреждения пути, сооружений и подвижного состава, но не позже 48 час. с момента происшествия, начальником отделения дороги и ревизором по безопасности движения отделения дороги составляется акт служебного расследования формы РБУ-1. В акте отражается присутствие прокурора при служебном расследовании с указанием должности и его фамилии. Утверждается акт начальником железной дороги.

3.2. По получении телеграммы об обстоятельствах, причинах и виновных в крушении в аппарате Главного ревизора по безопасности движения МПС заводится дело, регистрируется и передается для дальнейшего ведения в соответствующее главное управление МПС.

3.3. Начальник железной дороги и дорожный ревизор по безопасности движения не позднее чем в пятидневный срок после крушения должны выслать Главному ревизору по безопасности движения МПС весь материал расследования с расположением документов в следующей последовательности:

опись дела;

адресная телеграмма;

заполненный акт служебного расследования;

метеорологическая справка;

обстоятельное техническое заключение дорожного ревизора по безопасности движения и начальника соответствующей службы, по вине работника которой произошел случай;

протокол оперативного совещания по разбору крушения, в котором должно быть отмечено, на какое хозяйство относится случай и намеченные меры по недопущению их в дальнейшем;

приказ начальника железной дороги по результатам расследования крушения;

документы, подтверждающие правильность установления причин крушения;

акты осмотра пути, сооружений, устройств и подвижного состава;

технические акты формы ВУ-25, если были повреждены вагоны, с заполнением всех пунктов и разделов;

акты о повреждениях локомотивов (если они имели место) с указанием вида ремонта.

Если локомотив или моторвагонный подвижной состав получил дополнительные повреждения при ликвидации последствий, это должно быть оформлено актом за подписями начальника локомотивного отдела отделения дороги, начальника локомотивного депо, начальника восстановительного поезда и помощника ревизора по безопасности движения отделения дороги по локомотивному хозяйству с точным указанием дополнительных повреждений;

справки о повреждении грузов и ориентировочные убытки;

акты об имеющихся повреждениях пути и других обустройств в результате крушения, а также справки о произведенных работах по устранению этих повреждений, стоимости выполненных работ за подписью начальника дистанции пути и ревизора по безопасности движения отделения дороги;

справки о результатах проверки пути путеизмерительным вагоном и дефектоскопными средствами за подписью начальника дистанции пути.

Примечание. Указанные выше документы представляются в подлинниках;

выкопировка из графиков исполненного движения поездов участка, на котором допущено крушение, и данные о задержках поездов, заверенные начальником отдела движения отделения дороги;

результаты проверок и экспериментов, необходимые расчеты;

результаты расшифровки скоростемерных лент с указанием, где хранятся подлинники;

фотоснимки места крушения, повреждений пути, подвижного состава и т.п. Схемы, план и профиль пути на месте крушения;

справки об автотормозах, работе транспортных средств, имеющих отношения к данному крушению (ПОНАБ, радиосвязь, АЛСН, КГУ, переездная сигнализация и др.);

выписки из настольных журналов, книг диспетчерских приказов, журналов осмотра путей, стрелочных переводов и устройств СЦБ, техническо-распорядительных актов станций;

объяснения причастных лиц и характеристики виновных работников;

заключение медицинских учреждений о результатах обследования виновных работников;

другие документы;

документы, характеризующие последствия крушения;

справки о пострадавших.

Дорожные ревизоры по безопасности движения и начальники соответствующих служб по требованию Главного ревизора по безопасности движения и Главного управления МПС обязаны представить необходимые дополнительные материалы.

В исключительных случаях, когда материалы по крушению не могут быть представлены в установленный срок, начальником железной дороги должно быть получено разрешение Главного ревизора по безопасности движения МПС на отсрочку представления материала.

3.4. Начальник железной дороги в месячный срок после крушения должен представить Главному ревизору по безопасности движения МПС отчет о выполнении принятых на дороге мероприятий по результатам расследования крушения. Одновременно с этим дорожный ревизор по безопасности движения представляет следующие дополнительные документы:

справки о фактическом выпуске из ремонта подвижного состава и стоимость ремонта за подписью начальника депо (завода) и ревизора по безопасности движения отделения дороги. Если поврежденный подвижной состав первоначально подлежал ремонту, а фактически исключен из инвентаря, об этом должно быть указано в справке с объяснением причин исключения;

справки о материальном ущербе от крушения в денежном выражении от порчи и утраты груза и отдельно от восстановления поврежденных или разрушенных устройств и сооружений (кроме расходов на ремонт пути и работы восстановительных средств);

справки о расходах восстановительных поездов (на рабочую силу материалы, питание и т.п.);

списки пострадавших и справки лечебных учреждений с окончательным медицинским диагнозом и предположительным сроком лечения, если при крушении имелись пострадавшие лица;

результаты проверки, произведенной в соответствии с п. 2.8. настоящей Инструкции, и принятые меры.

По получении от железной дороги указанных выше документов аппарат Главного ревизора по безопасности движения МПС передает их соответствующему главному управлению МПС для приобщения к делу.

3.5. Заместитель Министра не позже 10-дневного срока с момента совершения крушения пассажирского поезда, начальник главного управления МПС не позже 15-дневного срока с момента совершения крушения пассажирского поезда и 15-дневного срока с момента крушения грузового поезда производят их разбор с вызовом в установленном порядке в МПС руководителей железной дороги и отделения дороги. По результатам разбора разрабатываются необходимые меры по предупреждению подобных случаев на сети железных дорог с указанием исполнителей и минимальных сроков их выполнения. За выполнением всех принятых при разборе крушения мероприятий в установленные сроки ведется непрерывный контроль (в редакции 11 октября 1982 г.).

Технические заключения, предложения, вытекающие из материала расследования крушения, происшедшего по вине работников организаций и предприятий, не входящих в систему МПС, главными управлениями МПС направляются в соответствующие министерства для принятия с их стороны мер по недопущению подобных нарушений.

3.6. По окончании разбора и проведения необходимых мероприятий, но не позже 35 дней после крушения, соответствующее главное управление МПС возвращает дело Главному ревизору по безопасности движения МПС, оформленное в установленном порядке для сдачи в архив.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»