МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСЧЕТУ
МИНИМАЛЬНЫХ СТАВОК ЛЕСНЫХ ПОДАТЕЙ И
СТАВОК АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ
УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА В АРЕНДУ
1.1. Настоящие методические рекомендации (в дальнейшем Рекомендации) разработаны в соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации и действующими Основными положениями о порядке и условиях взимания лесных податей для расчета минимальных ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, минимальных ставок лесных податей за пользование иными лесными ресурсами и полезностями леса, пользование которыми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга является платным, ставок арендной платы при предоставлении участков лесного фонда Российской Федерации в аренду.
1.2. Рекомендации определяют единообразные методы расчета минимальных ставок лесных податей (лесных такс) во всех регионах России применительно к условиям свободного ценообразования на продукцию из древесины.
1.3. На основе настоящих Рекомендаций:
- органы власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга с участием территориальных государственных органов управления лесным хозяйством организуют расчет региональных минимальных ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню;
- районные и городские органы власти с участием местных государственных органов управления лесным хозяйством организуют расчет минимальных ставок лесных податей за пользование иными лесными ресурсами.
1.4. Отпуск древесины на корню по ставкам ниже минимальных, рассчитанных в соответствии с настоящими Рекомендациями, разрешается в исключительных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, правовыми актами краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и районов (городов).
1.5. Минимальные ставки лесных податей, рассчитываемые в соответствии с настоящими Рекомендациями, можно рассматривать как нижнюю границу рыночной цены используемых лесных ресурсов. Они применяются при продаже древесины на корню и выдаче разрешений на право пользования другими ресурсами леса с торгов, аукционов и конкурсов в качестве начальной (стартовой) цены, при расчете суммы арендной платы за пользование лесным фондом и при иных формах отпуска древесины на корню, разрешенных законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, правовыми актами краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов (городов).
1.6. Рекомендации позволяют периодически приводить минимальные ставки лесных податей в соответствие с быстро меняющейся ценовой ситуацией на рынке лесной продукции.
1.7. Минимальные ставки лесных податей рекомендуется пересчитывать 1 раз в квартал (полгода).
1.8. По мере накопления опыта работы в условиях свободного ценообразования и с изменением названных выше условий рекомендации будут уточняться.
2.1. Минимальные ставки лесных податей за пользование лесными ресурсами (в дальнейшем - лесные таксы, или ставки лесных податей, или корневые цены) в условиях свободного рыночного ценообразования на продукцию, получаемую в результате использования лесных ресурсов (в дальнейшем - лесную продукцию), рассчитываются как разница между рыночной ценой (в дальнейшем - ценой) лесной продукции и суммой затрат, необходимых для получения лесной продукции, и нормальной прибыли лесопользователя.
2.2. Лесные таксы входят в единую систему рыночных цен на товары, получаемые из лесных ресурсов: цены франко-пень (древесина на корню), франко-у пня (нестрелеванная древесина в лесу), франко-лесосека (верхний склад), франко-лесная дорога, франко-нижний склад, франко-вагон-станция отправления, франко-двор потребителя и т.д. Названная последовательность цен по видам франко- отражает повышающиеся ступени готовности древесного сырья к потреблению.
2.3. Минимальные ставки лесных податей, рассчитанные рекомендуемым способом, призваны обеспечивать равновыгодность производства и реализации продукции лесопользователей независимо от того, в каких конкретных природно-экономических условиях ведется лесопользование.
Ставки лесных податей должны содержать только избыточный чистый доход лесопользователя, т.е. ренту, которую лесопользователь может получить сверх нормальной прибыли в результате заготовки и реализации лесной продукции.
2.4. Изложенный выше принцип определения лесных такс одинаков для всех лесных ресурсов - древесины на корню, ресурсов побочного пользования, рекреационных услуг, ресурсов подсочки и др. Различия в расчетах ставок лесных податей будут определяться только источниками и способами получения исходной информации, нормативной базой, необходимой для проведения расчетов, наименованиями и единицами измерений объектов оценки лесных ресурсов. Единицами измерений могут выступать объемные единицы (кубометры, декалитры), весовые (тонны) или площадные (гектары).
Выбор той или иной единицы измерения при оценке лесных ресурсов определяется удобством пользования и сложившимися традициями. Например, для оценки древесины на корню лучше использовать объемные показатели - кубометры, для расчета платежей за сенокосы удобнее использовать площадные показатели - гектары, при заготовке древесных соков - декалитры.
2.5. С учетом сказанного в п.2.4. дальнейшее изложение материала без ущерба для принципиальных положений будет вестись на примере расчета ставок лесных податей для древесины, отпускаемой на корню.
3.1.1. Расчет минимальных ставок лесных податей состоит из следующих 6 этапов:
а) выделение лесотаксовых районов;
б) деление территории лесотаксовых районов по разрядам такс;
в) определение по лесотаксовым районам рыночных цен на деловые сортименты по породам и категориям крупности, дровяную древесину в разрезе древесных пород;
г) расчет по лесотаксовым районам себестоимости заготовки 1 кубометра древесины в разрезе пород, деловой древесины по категориям крупности, дров и по градациям расстояния вывозки;
д) определение по лесотаксовым районам нормативной (нормальной) рентабельности лесозаготовок;
е) расчет по лесотаксовым районам минимальных ставок лесных податей, т.е. построение прейскуранта лесных такс, в разрезе пород, сортиментов, их крупности и градаций расстояния вывозки.
3.2. Лесотаксовое районирование
3.2.1. Лесотаксовое районирование является первым этапом построения прейскуранта лесных такс. Для каждого лесотаксового района составляется свой прейскурант такс (табл.1). В прейскуранте лесных такс показываются минимальные ставки лесных податей на древесину с учетом важнейших рентообразующих факторов - видов древесных пород, категорий качества древесины (деловая и дровяная), категорий ее крупности для деловой древесины, градаций расстояния вывозки.
Таблица 1
Лесные таксы на древесину, отпускаемую на корню, руб./куб.м
Республика (край, область,
автономное образование) ____________________________________________
Лесотаксовый район _________________________________________________
-------------------------------------------------------------------+
Древесные ¦ Деловая древесина ¦ Дровяная ¦
породы ¦----------------------------------¦ древесина ¦
¦ крупная ¦ средняя ¦ мелкая ¦ ¦
-------------------------------------------------------------------¦
Первый разряд такс (расстояние вывозки до 10 км) ¦
-------------------------------------------------------------------¦
Сосна
Кедр
Ель, пихта
-------------------------------------------------------------------¦
Второй разряд такс (расстояние вывозки от 10,1 км до 25 км) ¦
-------------------------------------------------------------------¦
Сосна
Кедр
Ель, пихта
-------------------------------------------------------------------+
Варьирование названных рентообразующих факторов в пределах лесотаксового района оказывает наибольшее влияние на изменение цен конечной продукции либо себестоимости заготовленной древесины, а в конечном итоге на разницу между ценой и себестоимостью изделий из древесины, т.е. на величину ставки лесных податей.
3.2.2. Кроме перечисленных в п.3.2.1. рентообразующих факторов, определяющих индивидуальную эффективность производства лесной продукции по каждой отдельной лесосеке (делянке), существуют и более общие факторы, действующие на обширных пространствах и также оказывающие влияние на уровень цен и производственных затрат лесопользователя.
К таким факторам относятся:
а) устанавливаемые органами государственной власти страны районные коэффициенты и различного рода надбавки к заработной плате, изменяющие уровень затрат на производство;
б) местные налоги, платежи, льготы и тому подобное - все то, что оказывает влияние на уровень чистой (нетто)прибыли, окончательно остающейся в распоряжении лесопользователя;
в) в рельеф местности, климатические и иные природные факторы, определяющие условия произрастания лесных пород, их продуктивность, компактность размещения насаждений по территории, условия заготовки и транспортировки, влияющие на уровень затрат лесозаготовителей;
г) степень истощенности лесосырьевых ресурсов, развитость дорожной сети;
д) расположение по отношению к основным потребителям сырья, вид используемого транспорта, вид франко- поставки древесного сырья, основные сортименты, что сказывается прежде всего на уровне цен на лесную продукцию;
е) наиболее характерная технология проведения лесозаготовительных работ, используемая техника, наиболее характерная мощность лесозаготовительных предприятий, выраженность сезонности лесозаготовительных работ.
3.2.3. В дальнейшем все аналогичные факторы, оказывающие влияние на величину удельных затрат и экономических результатов лесопользователей в пределах области (республики, края, автономного образования) или отдельных административных районов, будут называться экономико-географическими факторами в отличие от рентообразующих факторов (п.3.2.1.), которые действуют весьма локально и учитываются индивидуально при денежной оценке отдельных лесосек (делянок).
3.2.4. Целью лесотаксового районирования является выделение территорий лесного фонда, однородных внутри себя по перечисленным в п.3.2.2. экономико-географическим факторам. При проведении лесотаксового районирования используются данные о природном, лесорастительном, лесохозяйственном, лесоэкономическом и общеэкономическом районировании, материалы генеральных схем развития лесного хозяйства и лесной промышленности, законодательные акты государственных органов власти, решения местных органов власти, изучаются биржевые данные о продажах круглых лесоматериалов, отчетные данные лесхозов и леспромхозов о себестоимости и ценах реализации, привлекаются и другие необходимые для районирования источники информации.
3.2.5. Границы лесотаксовых районов целесообразно совмещать с границами лесхозов или лесничеств.
Отдельные лесотаксовые районы могут совпадать с территорией административного района (иногда только его части), нескольких районов, отдельного национально-территориального или административно-территориального образования.
3.2.6. Расчеты лесных такс следует проводить для всего лесотаксового района в целом, принимая во внимание информацию и о смежных районах.
3.2.7. По каждому выделенному лесотаксовому району:
а) составляется список лесхозов (лесничеств) и всех основных лесопользователей с указанием их почтового адреса. Границы района и месторасположение лесхозов и основных лесопользователей наносятся на карту;
б) определяются средние характеристики эксплуатируемых лесных ресурсов:
- рельеф и почвенно-грунтовые условия;
- породный состав эксплуатационного лесного фонда;
- концентрация запаса ликвидной древесины эксплуатационного фонда по лесотаксовому району;
- объем хлыста;
- расстояние вывозки;
- расстояние трелевки;
в) определяются:
- преобладающий вид франко- поставки древесины;
- основные виды получаемых сортиментов;
- средняя годовая мощность по вывозке лесозаготовительных предприятий;
- преобладающая технология лесозаготовок;
- основные способы рубок;
- динамика объемов лесопользования за последние 5 лет.
Средние характеристики по лесотаксовому району определяются как средневзвешенные через годовой объем заготавливаемой древесины;
г) отмечаются на карте с поквартальной сеткой месторасположения основных пунктов реализации готовой продукции, дающих в сумме не менее 60 % общего объема реализации древесины по району. Под пунктом реализации в Рекомендациях понимается место, где совершается формальная процедура передачи продукции (круглых лесоматериалов и дров) от производителя покупателю или транспортному агентству. Пунктом реализации считается и место переработки древесины собственной заготовки;
д) по каждому пункту реализации устанавливается объем реализации продукции за год.
3.3. Деление территории лесотаксового района по разрядам такс
3.3.1. Территория лесного фонда в границах лесотаксового района распределяется по градациям расстояния вывозки древесины (разрядам такс) к пунктам ее реализации целыми кварталами.
3.3.2. Рекомендуется устанавливать 7 разрядов: первый - до 10 км, второй - от 10,1 км до 25 км, третий - от 25,1 км до 40 км, четвертый - от 40,1 км до 60 км, пятый - от 60,1 км до 80 км, шестой - от 80,1 км до 100 км, седьмой - от 100,1 км и дальше.
С учетом местных условий допускается установление иной шкалы разрядов такс. При этом необходимо соблюдать правило - поправки к таксам на расстояние вывозки должны соответствовать росту затрат на вывозку древесины с увеличением расстояния вывозки.
3.3.3. Расстояние вывозки определяется с помощью картографического материала по прямой от центра квартала до пункта реализации древесины. При этом в зависимости от рельефа местности вносятся следующие поправки на расстояние вывозки:
- в лесах с равнинным рельефом 1,10;
- в лесах с холмистым рельефом или в лесах, свыше 30 % территории которых заняты болотами 1,25;
- в лесах с горным рельефом 1,50.