Цель государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации в отношении детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, состоит в обеспечении их социализации, полноценной реабилитации, в том числе социальной и психологической, и успешной интеграции их в общество.
Для достижения этой цели предстоит решение следующих крупных задач:
1) защита прав и интересов детей, оказавшихся в особо трудных обстоятельствах;
2) ослабление негативных последствий сиротства;
3) обеспечение гарантий прав детей с аномалиями развития на особую заботу государства;
4) создание сети специализированных служб и учреждений, ориентированных на специфические проблемы детей с различными формами средовой дезадаптации и несовершеннолетних правонарушителей;
5) оказание "скорой" помощи детям в условиях экстремальных ситуаций;
6) совершенствование подготовки профессиональных кадров для работы с детьми, попавшими в особо трудные обстоятельства.
Решение поставленных задач потребует реализации следующих крупных мер:
1) подготовка проектов необходимых законодательных актов, направленных на защиту прав и интересов детей, оказавшихся в особо трудных условиях; усовершенствование механизма индивидуальной защиты ребенка на основе всестороннего рассмотрения и решения возникающих проблем комиссиями по делам несовершеннолетних, повсеместного создания этих комиссий;
2) оказание повышенного внимания содержанию и качеству образования в государственных учреждениях для детей-сирот; проведение разукрупнения государственных учреждений для детей-сирот и создание в них условий проживания, приближенных к семейным; полная реализация гарантий трудоустройства выпускников интернатных учреждений для детей-сирот или определение их на дальнейшее обучение, обеспечение детей-сирот жильем и социальной поддержкой в первое время после выпуска; совершенствование систем пособий, компенсаций, льгот и пенсий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей прежде всего в результате стихийных бедствий, техногенных катастроф, вооруженных конфликтов; развитие сети центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
3) развитие сети социально-реабилитационных учреждений для детей-инвалидов; широкое использование прогрессивных методик реабилитации детей-инвалидов; оказание детям-инвалидам своевременной консультативной помощи и социальной поддержки; обеспечение возможности детям с отклонениями в развитии обучаться в образовательных учреждениях общего типа;
4) определение правового статуса, содержания деятельности и функций учреждений и служб, осуществляющих профилактическую, коррекционную, восстановительную работу с разными категориями детей; развитие в учебных заведениях психогигиенической службы, предупреждающей психологические перегрузки, невротические срывы, нарушения поведения у несовершеннолетних, и массовой сети первичных специализированных консультативных служб и учреждений для детей, подверженных ранней алкоголизации и наркомании; создание сети социально-реабилитационных центров, социальных приютов для безнадзорных детей с отклонениями в поведении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, совершивших правонарушения, и специальных (коррекционных) учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних с отклонениями в развитии и совершивших общественно опасные деяния;
5) развитие сети социальных приютов для детей, попавших в трудные жизненные ситуации; создание сети многопрофильных санаторно-курортных учреждений круглогодичного цикла для оздоровления и реабилитации детей, пострадавших от аварий, стихийных бедствий;
6) определение специальных мер по защите детей, ставших жертвами межнациональных и других вооруженных конфликтов; обеспечение безусловного соблюдения порядка предоставления основных социальных гарантий детям из семей беженцев и вынужденных переселенцев; развитие сети срочной психологической помощи (в том числе по телефону);
7) расширение масштабов обучения и повышения квалификации специалистов по социальной работе, специалистов по социальной реабилитации, сотрудников организаций по делам несовершеннолетних и других специалистов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
* * *
Практическая реализация Основных направлений потребует глубокой экономической, финансовой и правовой проработки и будет осуществляться на основе принятия законодательных и правовых актов, а также разработки и реализации соответствующих федеральных целевых программ, ежегодных планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При осуществлении государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации предполагается исходить из принципа четкого разграничения ответственности между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации за реализацию Основных направлений.
Реализация Основных направлений будет осуществляться во взаимосвязи с общим ходом экономических реформ. Сроки и масштабы планируемых мероприятий предполагается уточнять с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации и финансовых возможностей бюджетов всех уровней и хозяйствующих субъектов.
Текст документа сверен по:
Собрание законодательства
Российской Федерации, N 38, 18.09.95 г.