Принятие в 1994 и 1995 годах важных нормативных актов позволило в известной степени стабилизировать ситуацию и наметить перспективы развития образования. Издано четыре указа Президента Российской Федерации, более двадцати решений Правительства Российской Федерации, утвержден важнейший документ - Типовое положение об общеобразовательном учреждении, а также Типовое положение об общеобразовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. N 1487 "О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования" обеспечило резкое снижение социального напряжения вокруг приема детей в старшие классы общеобразовательных учреждений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1994 г. N 407 "О первоочередных мерах по поддержке системы образования в России" определены механизмы по сохранению системы образования в условиях преодоления экономической нестабильности.
Правительством Российской Федерации сформирована и одобрена Федеральная программа развития образования в России. Она содержит необходимые механизмы стабилизации и развития образования, в том числе в части социальной поддержки обучающихся и воспитанников.
Исходя из необходимости развития интеллектуального потенциала и талантов детей, поддержки их физического развития в сложных социально-экономических условиях современного периода начата разработка целевых программ "Одаренные дети" и "Организация летнего отдыха детей" в рамках президентской программы "Дети России".
Вместе с тем принимаемые меры недостаточны для развития образования. Выделение бюджетных средств только по "защищенным статьям" на текущие расходы образовательных учреждений (заработная плата, стипендии, питание, приобретение мягкого инвентаря, коммунальные платежи), резкий рост цен на промышленные товары, топливо, технологическое оборудование, строительные материалы и строительно-монтажные работы не позволяют в минимально необходимых объемах не только расширять и обновлять средства обучения и материально-техническую базу образовательных учреждений, но даже обеспечивать их поддержание на прежнем уровне.