67. Руководители учреждений, взимающих государственную пошлину, несут ответственность за правильность взимания, за своевременность и полноту ее внесения в бюджет в установленном порядке.
Контроль за действиями учреждений, взимающих пошлину, осуществляется в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Контроль за правильностью взимания государственной пошлины в сельских и поселковых Советах народных депутатов осуществляется исполнительными органами районных Советов народных депутатов.
Налоговые органы обязаны производить проверки правильности взимания государственной пошлины, а также своевременности и полноты внесения ее в бюджет.
68. Государственные налоговые инспекции по районам и городам обязаны производить проверки во всех находящихся в пределах района или города учреждениях, взимающих пошлину. Периодичность проверок устанавливается руководителями указанных государственных налоговых инспекций.
Государственная налоговая служба Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по республиками в составе Российской Федерации, автономным образованиям, краям, областям, городам Москве, Санкт-Петербургу и городам, имеющим районное деление, предусматривают проведение специальных проверок за состоянием работы налоговых органов по контролю за правильностью взимания и полнотой внесения государственной пошлины в бюджет. При выполнении указанной работы должностные лица названных налоговых органов должны в обязательном порядке проверять правильность взимания и полноту внесения государственной пошлины в бюджет непосредственно в учреждениях взимающих пошлину.
69. Основная задача проверок по государственной пошлине заключается в проверке правильности:
а) взимания пошлины и применения установленных ставок;
б) наклейки и погашения пошлинных марок, оформления документов об уплате пошлины.
70. В процессе проверки должна быть произведена сплошная проверка всех документов и книг за истекший период, начиная со дня последней проверки.
Кроме того, в целях проверки правильности погашения пошлинных марок в судах и других учреждениях, где уплата пошлины разрешена марками, выборочно просматриваются дела и документы за 1-2 истекших года до проверяемого периода, а при наличии аванса марок проверяются операции по их продаже.
В суде проверяется также ведение учета сумм пошлины, подлежащих взысканию по решениям народного суда, и своевременность принятия мер по обеспечению поступления взысканных сумм в бюджет.
При просмотре отдельных дел в судах работник налоговой инспекции проверяет:
а) взыскание пошлины при подаче исковых заявлений, наличие в деле доказательств уплаты пошлины и правильности ее исчисления;
б) наличие в деле встречных исковых заявлений и заявлений третьих лиц о вступлении в дело с самостоятельными исковыми требованиями и правильность оплаты их пошлиной;
в) правильность взимания пошлины в случаях увеличения исковых требований;
г) правильность предоставления судом льготы, а также правильность исчисления и взимания пошлины как с истцов, так и с ответчиков в случаях освобождения истца от уплаты пошлины;
д) правильность взимания пошлины по делам, вытекающим из трудовых правоотношений; делам о возмещении вреда, причиненного увечьем, делам о взыскании средств на содержание, в частности, по делам о присуждении алиментов на содержание детей и по делам об изменении размера присужденных ранее алиментов;
е) правильность взимания пошлины по делам неимущественного характера и кассационным жалобам;
ж) правильность оформления документов об уплате пошлины, в частности, наличие на платежных поручениях отметки кредитных учреждений о перечислении со счета плательщика сумм в уплату пошлины, наличие в платежных документах сведений, подтверждающих уплату пошлины по делу, к которому документ приобщен, и зачисление ее в бюджет;
з) правильность погашения пошлинных марок.
71. При проведении в арбитражных судах проверок по делам о преддоговорных спорах работник налогового органа устанавливает, не рассматривался ли спор в порядке общего поручения, и правильность взимания пошлины по этим делам.
72. В процессе проверок в нотариальных конторах и в других учреждениях, выполняющих нотариальные действия, работник налогового органа проверяет правильность взимания пошлины за совершение нотариальных действий, в частности:
а) за нотариальное удостоверение договоров, завещаний и доверенностей - по записи в реестре и находящимся в делах нотариальной конторы документам. При этом за нотариальное удостоверение договоров купли-продажи (мены-дарения) должны быть использованы подлинники договоров, находящихся в органах коммунального хозяйства (путем сверки отметок нотариальных контор о сумме пошлины с записями в реестре соответствующего нотариального органа);
б) за выдачу свидетельств, подтверждающих право наследства, по записям в реестре находящимся в делах нотариальной конторы первым экземплярам свидетельств, а также по данным регистрации поступивших заявлений;
в) за совершение исполнительных надписей - по записям в реестре и находящимся в делах нотариальной конторы копиям надписей;
г) за принятие в депозит для передачи по принадлежности денежных сумм и ценных бумаг - по корешкам квитанционной книжки по депозиту, а также по книге учета депозитных сумм и книгам лицевых счетов депозитов;
д) за свидетельствование верности копий и выписок, за свидетельствование подлинности подписей и остальные действия, кроме указанных в предыдущих пунктах, - по записям в реестре нотариальной конторы.
Путем просмотра документов по отдельным нотариальным действиям, совершенным нотариальной конторой за проверяемый период, работник налогового органа устанавливает по каждому документу правильность применения ставок пошлины, определения сумм, с которых она взимается; правильность округления суммы пошлины взимаемой в процентном отношении к сумме документа, правильность предоставления льгот по уплате пошлины, а также взыскания пошлины с должника при приведении в исполнение взыскания, указанного в исполнительной надписи, в случае освобождения взыскателя от уплаты пошлины.