от 4 августа 1995 года N НП-4-01/46н
Методические указания по применению постановления Правительства
Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом
и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций,
в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения,
не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета"
(с изменениями от 14 ноября 1995 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2002 года в связи с введением в действие главы 25
"Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации
на основании приказа МНС России от 3 июля 2002 года N БГ-3-02/336
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
письмом Госналогслужбы России от 14 ноября 1995 года N НП-4-01/76н.
____________________________________________________________________
Федеральным законом от 25 апреля 1995 года N 64-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что по предприятиям, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, зачисление налога на прибыль в части, зачисляемой в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, производится в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных структурных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные подразделения, определяемой пропорционально их среднесписочной численности (фонду оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом сумма налога по указанным предприятиям и структурным подразделениям определяется в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территориях, где расположены эти предприятия и структурные подразделения.
Государственная налоговая служба Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 660 и в соответствии с Порядком расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, утвержденным этим постановлением, сообщает следующее.
1. Указанный порядок расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации распространяется на предприятия и организации, включая организации с иностранными инвестициями, кредитные и страховые организации (далее именуются -организации), являющиеся плательщиками налога на прибыль в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета (далее именуются -- структурные подразделения). К таким структурным подразделениям относятся также филиалы страховых организаций, не имеющие баланса с конечным финансовым результатом (абзац в редакции, введенной в действие с 18 января 1996 года письмом Госналогслужбы России от 14 ноября 1995 года N НП-4-01/76н).
Этот порядок расчетов с бюджетами не распространяется на предприятия и организации, относящиеся к основной деятельности железнодорожного транспорта и связи, а также объединения и предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства, для которых порядок уплаты налога согласно пункту 2 статьи 1 указанного Закона установлен Правительством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 18 января 1996 года письмом Госналогслужбы России от 14 ноября 1995 года N НП-4-01/76н).
Указанный порядок расчетов с бюджетами не распространяется на организации и их структурные подразделения, находящиеся на территории одного субъекта Российской Федерации. В тех случаях, когда в состав организации входят структурные подразделения, находящиеся как на территории других субъектов Российской Федерации, так и на территории того же субъекта Российской Федерации, что и сама организация, расчеты по налогу на прибыль организация должна производить отдельно по каждому структурному подразделению, находящемуся на территории другого субъекта Российской Федерации, а по налогу на прибыль структурных подразделений, находящихся на одной территории с организацией, -- в составе расчета по налогу на прибыль этой организации (абзац в редакции, введенной в действие с 18 января 1996 года письмом Госналогслужбы России от 14 ноября 1995 года N НП-4-01/76н).
Доля прибыли, которая приходится на структурные подразделения организаций и по которой исчисляется налог, подлежащий зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных структурных подразделений, определяется исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов этих структурных подразделений соответственно в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов по организации в целом.
Например, фактическая среднесписочная численность работников по организации в целом составляет за I полугодие 10000 человек, в том числе структурного подразделения - 2000 человек, стоимость основных производственных фондов соответственно - 26000 млн.рублей и 4000 млн.рублей. Исходя из этого удельный вес среднесписочной численности работников структурного подразделения в среднесписочной численности работников организации в целом составит 20% (2000 : 10000 х 100%), соответственно стоимости основных производственных фондов - 15,38% (4000 : 26000 х 100%), средняя величина удельного веса - 17,69% [(20% + 15,38%) : 2]. В случае, если структурное подразделение не имеет основных производственных фондов, средняя величина удельного веса составит 10% [(20% + 0) : 2].
Организации самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или фонд оплаты труда. Выбранный организацией показатель должен быть неизменным в течение отчетного года. Определение средней величины удельного веса для исчисления авансовых и фактических сумм налога на прибыль по организациям (без структурных подразделений) и по их структурным подразделениям производится исходя соответственно из предполагаемых и фактических показателей среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов этих организаций и их структурных подразделений.
В фактическую среднесписочную численность работников включаются работники, состоящие в штате, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате (выполняющие работы по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера за соответствующий отчетный период), отражаемые по строке 2 расчета налога с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной (приложение N 1 к инструкции Госналогслужбы России от 6 марта 1992 года N 4).
Стоимость основных производственных фондов определяется исходя из их стоимости, числящейся по балансу у организации за вычетом износа.
Исчисление налога на прибыль отдельно по организациям (без структурных подразделений) и отдельно по каждому структурному подразделению производится в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территориях, где расположены эти организации и их структурные подразделения.
Организации сообщают финансовым органам субъектов Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений сведения о своем наименовании и почтовом адресе для учета в составе налогоплательщиков, учет которых ведут налоговые органы, а также наименование и почтовый адрес структурных подразделений.
Финансовые органы субъекта Российской Федерации, где находится структурное подразделение организации, не позднее чем через 5 дней после установления законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет этого субъекта, сообщают о ее размере организациям, составляющим расчеты по налогу на прибыль, и налоговому органу по месту нахождения указанной организации с разбивкой для зачисления налога в бюджеты субъекта Российской Федерации разных уровней: в бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований, а также в бюджеты районов, городов, районов в городах, поселков, сельских населенных пунктов. Одновременно направляются образцы заполнения платежного поручения для зачисления налога.
Учет налогоплательщиков осуществляется путем их включения в Государственный реестр налогоплательщиков, обеспечивающий идентификацию хозяйствующих субъектов, ведение которого осуществляется налоговыми органами.
Поскольку структурные подразделения не являются самостоятельными плательщиками налога на прибыль, на учете в налоговом органе по месту нахождения структурного подразделения должна стоять организация, на которую возложена обязанность перечислять налог в соответствующие бюджеты по месту нахождения структурного подразделения.
2. Сведения о суммах авансовых взносов налога по структурным подразделениям, а также суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, сообщаются организациями налоговым органам по субъектам Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений, соответственно, до начала квартала и в десятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов. При определении авансовых сумм налога на прибыль по организациям и входящим в них структурным подразделениям принимается предполагаемая среднесписочная численность работающих (предполагаемый фонд оплаты труда) и предполагаемая средняя остаточная стоимость основных производственных фондов на соответствующий отчетный период.
При определении фактических сумм налога на прибыль принимаются фактические показатели по среднесписочной численности работающих (фонду оплаты труда) и средней остаточной стоимости основных производственных фондов за отчетный период нарастающим итогом с начала года.
Например, на 1 января стоимость основных производственных фондов составила 1000,0 тыс.рублей, на 1 апреля - 1200,0 тыс.рублей, на 1 июля - 1300,0 тыс.рублей, на 1 октября - 1500,0 тыс.рублей, на 1 января следующего года - 1500,0 тыс.рублей. Средняя стоимость этих фондов составит за 1 квартал 1100,0 тыс.рублей [(1000,0 тыс.рублей + 1200,0 тыс.рублей) : 2], за первое полугодие - 1166 тыс.рублей [(1000,0 тыс.рублей + 1200,0 тыс.рублей + 1300,0 тыс.рублей) : 3], за 9 месяцев - 1250,0 тыс.рублей [(1000,0 тыс.рублей + 1200,0 тыс. рублей + 1300,0 тыс.рублей + 1500,0 тыс.рублей) : 4], за год 1300,0 тыс.рублей [(1000,0 тыс.рублей + 1200,0 тыс.рублей + 1300,0 тыс.рублей + 1500,0 тыс.рублей + 1500,0 тыс.рублей) : 5].
Расчеты по налогу от фактической прибыли производятся организациями применительно к форме расчета налога от фактической прибыли (приложение N 4 к инструкции Госналогслужбы России от 6 марта 1992 года N 4). При этом налогооблагаемая прибыль каждого структурного подразделения определяется путем применения средней величины удельного веса, исчисленной в указанном выше порядке, к налогооблагаемой прибыли организации, отраженной по строке 5 расчета (пример расчета приведен в приложении к методическим указаниям).
Исчисление налога от фактически полученной прибыли и его перечисление в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений производит организация, в состав которой они входят, в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета.
Настоящий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации применяется при определении авансовых взносов налога начиная с III квартала 1995 года и сумм налога по фактически полученной прибыли начиная с расчетов за первое полугодие 1995 года.
--------------------------------------------------------------------
С 1 января 1996 года налог с сумм превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной отменен. См Федеральный закон от 25 апреля 1995 года N 64-ФЗ.
--------------------------------------------------------------------
3. Распределение суммы превышения фактических расходов на оплату труда работников над их нормируемой величиной между организациями (без структурных подразделений) и их структурными подразделениями, а также исчисление налога с этого превышения, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, производятся в порядке, аналогичном порядку исчисления налога на прибыль, т.е. исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов этих структурных подразделений соответственно в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов по организации в целом.
Сведения о суммах указанного налога, причитающихся уплате в бюджет, сообщаются организацией налоговым органам по субъектам Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений одновременно со сведениями о суммах налога на прибыль, причитающихся внесению в бюджет исходя из фактически полученной прибыли.
Перечисление налога в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений производит организация, в состав которой они входят, аналогично порядку по налогу на прибыль.
4. Определение разницы между суммой налога на прибыль, подлежащей внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации (возврату из бюджетов) исходя из фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал, корректируемой на учетную ставку Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, производится организацией отдельно по организации (без структурных подразделений) и отдельно по каждому структурному подразделению.
Сведения о суммах указанных платежей, причитающихся уплате в бюджет (возврату из бюджета), сообщаются организацией налоговым органам по субъектам Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений одновременно со сведениями о суммах налога на прибыль, причитающихся внесению в бюджет исходя из фактически полученной прибыли.
Перечисление этих сумм в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений производит организация, в состав которой они входят, аналогично порядку по налогу на прибыль.
5. Исчисление и уплата в федеральный бюджет налога на прибыль, налога с сумм превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, а также дополнительных платежей, рассчитанных исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного в истекшем квартале Банком России, производятся организациями по месту своего нахождения без распределения сумм налогов и дополнительных платежей по структурным подразделениям. Такой же порядок применяется к средствам, подлежащим возврату из бюджета.
6. Ответственность за полноту перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации налогов, причитающихся со структурных подразделений, несут организации, в состав которых входят эти структурные подразделения.
Начисленные в соответствии с действующим законодательством штрафные санкции по результатам проверок организаций, а также пени за несвоевременное перечисление платежей взыскиваются в бюджет в установленном порядке с этих организаций.
Суммы, внесенные в бюджеты субъекта Российской Федерации организацией по месту своего нахождения по итогам деятельности за первое полугодие 1995 года и в счет авансовых взносов за III квартал 1995 года, в связи с изменением порядка взаимоотношений с бюджетом подлежат возврату этой организации в части, приходящейся к уплате в доход бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений, которые по получении их организацией должны перечисляться без задержки в указанные бюджеты. Пени за несвоевременное перечисление платежей в бюджеты по месту нахождения структурных подразделений в данном случае не начисляются.
Пени за несвоевременное перечисление авансовых платежей налога по срокам 15 июля и 15 августа 1995 года и по результатам перерасчетов за первое полугодие 1995 года в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений не взыскиваются.
7. Указанный порядок расчетов с бюджетом не распространяется на объекты социально-культурной сферы (дома отдыха, детские лагеря отдыха и другие), находящиеся на балансе организации и являющиеся ее структурными подразделениями, содержащиеся за счет прибыли этой организации.
8. Контроль за правильностью исчисления налогов и своевременностью их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляют налоговые органы по месту нахождения организации, в состав которой входят структурные подразделения.
С этой целью организация представляет в указанные налоговые органы в установленные сроки справки об авансовых взносах налога в бюджет с указанием суммы налога в федеральный бюджет исходя из предполагаемой прибыли на квартал по организации в целом, включая структурные подразделения, а также об авансовых взносах в бюджеты субъектов Российской Федерации по организации без структурных подразделений и отдельно по каждому структурному подразделению с указанием их местонахождения и даты направления этих сведений в налоговые органы субъектов Российской Федерации по месту нахождения каждого структурного подразделения. Одновременно с бухгалтерскими отчетами и балансами представляются расчеты налога от фактической прибыли, налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), рассчитанных исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного Банком России, составленные в аналогичном порядке.
Ведение оперативно-бухгалтерского учета поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации налога на прибыль, налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), рассчитанных исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного Банком России, и отражение их в формах налоговой отчетности осуществляют налоговые органы по месту нахождения структурных подразделений, входящих в состав организации.
9. С 1 января 1996 года указанный порядок расчетов с бюджетом в части налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной не применяется.
Заместитель Руководителя Государственной
налоговой службы Российской Федерации -
государственный советник
налоговой службы I ранга
Н.В.Попов
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.Шаталов
Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
14 августа 1995 года
Регистрационный N 932
Приложение
к Методическим указаниям
Госналогслужбы России
от 04.08.95 N НП-4-01/46н
ПРИМЕР РАСЧЕТА
налога от фактической прибыли по организациям,
в состав которых входят территориально обособленные
структурные подразделения, за отчетный период
(тыс.руб.)
+------------------------------------------------------------------+
¦ ¦По орга-¦В том числе: ¦
¦ ¦низации,+--------------------------¦
¦ ¦включая ¦по орга-¦по стру-¦по стру-¦
¦ ¦структу-¦низации ¦ктурному¦ктурному¦
¦ ¦рные по-¦без ст- ¦подраз- ¦подраз- ¦
¦ ¦дразде- ¦руктур- ¦делению ¦делению ¦
¦ ¦ления ¦ных под-¦N 1 ¦N 2 ¦
¦ ¦ ¦разделе-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ний ¦ ¦ ¦
+------------------------------+--------+--------+--------+--------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+------------------------------------------------------------------+
1. Валовая прибыль - всего 100.000 - - -
2. Из валовой прибыли, подле-
жащей налогообложению, иск-
лючаются суммы, показанные
в итоге строки 2 расчета по
налогу от фактической при-
были (приложение N 4 к инс-
трукции Госналогслужбы Рос-
сии от 6 марта 1992 года) 10.000 - - -
3. Сумма отчислений в резерв-
ный или другие аналогичные
фонды, создание которых
предусмотрено законодатель-
ством (до достижения разме-
ров этих фондов не более
25% уставного фонда, но не
свыше 50% прибыли, подлежа-
щей налогообложению) - - - -
4. Льготы по налогу на прибыль
(по специальному расчету) 30.000 - - -
5. Налогооблагаемая прибыль
(стр.1 - стр.2 - стр.3 -
стр.4) 60.000 - - -
5а. Средняя величина удельного
веса - в %* - 50 20 30
5б. Налогооблагаемая прибыль
исходя из средней величины
удельного веса - 30.000 12.000 18.000
6. Ставка налога на прибыль -
всего в % 13 22 22 22
в том числе:
а) в федеральный бюджет 13 - - -
б) в бюджеты республик в
составе Российской Феде-
рации, бюджеты краев,
областей, городов Москвы
и Санкт-Петербурга, ав-
тономных образований - 15 17 16
в) в бюджеты районов, горо-
дов, районов в городах,
поселков, сельских насе-
ленных пунктов - 7 5 6
7. Сумма налога на прибыль -
всего** 7.800 6.600 2.640 3.960
в том числе:
а) в федеральный бюджет
(стр.5 х стр.6"а") : 100 7.800 - - -
б) в бюджеты республик в
составе Российской Феде-
рации, бюджеты краев,
областей, городов Москвы
и Санкт-Петербурга, ав-
тономных образований
(стр.5 х стр.6"б") : 100 - 4.500 2.040 2.880
в) в бюджеты районов, горо-
дов, районов в городах,
поселков, сельских насе-
ленных пунктов (стр.5 х
стр.6"в") : 100 - 2.100 600 1.080
----------------
* Показатель средней величины удельного веса, определенный условно, применяется к строке 5 (графа 2) и составляет по организации без структурных подразделений - 50%, по структурному подразделению N 1 - 20%, по структурному подразделению N 2 - 30%.
** Организация уплачивает по месту своего нахождения налог в федеральный бюджет в сумме 7.800 тыс.рублей и в бюджеты субъектов Российской Федерации - 6.600 тыс.рублей и перечисляет в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения структурного подразделения N 1 - 2.640 тыс.рублей и структурного подразделения N 2 - 3.960 тыс.рублей.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
"КОДЕКС"