ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
9 августа 1995 года N 488
О мероприятиях, направленных на усиление борьбы
с коррупцией и должностными преступлениями
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ГТК России от 23 декабря 2003 года N 1510
____________________________________________________________________
Несмотря на принимаемые меры, в таможенных органах не сокращается количество фактов коррупции и должностных преступлений среди сотрудников.
Отдельные руководители до настоящего времени не осознали всей меры ответственности, которую они несут за организацию борьбы с этим позорящим таможенные органы явлением. Поэтому в ряде случаев проводимые мероприятия носят общий характер, не предъявляется должных требований к коллективам подразделений таможен за состояние и эффективность этой работы.
В целях повышения качества организаторской работы по борьбе с коррупцией и должностными преступлениями, совершенствования системы учета и анализа происшествий, прогнозирования оперативной и криминогенной обстановки и проведения профилактических мероприятий
приказываю:
1. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата ГТК России, начальникам таможенных органов и подведомственных ГТК России учреждений считать борьбу с коррупцией, должностными преступлениями и проступками важнейшей задачей, направленной на обеспечение эффективной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Возложить координирующую роль в борьбе с происшествиями на Управление кадров и учебных заведений ГТК России (В.А.Шамахов).
Утвердить Временный порядок взаимодействия между структурными подразделениями центрального аппарата ГТК России, а также внутри других таможенных органов по предупреждению происшествий (приложение 1).
2. В целях совершенствования руководства деятельностью таможенных органов по предупреждению происшествий создать на базе организационно-инспекторского отдела по работе с личным составом Управления кадров и учебных заведений в пределах утвержденной штатной численности и фонда заработной платы Управления кадров и учебных заведений инспекцию по личному составу этого же управления.
Для целенаправленного руководства и координации работы по борьбе с происшествиями ввести в пределах утвержденной штатной численности и фонда заработной платы Управления кадров и учебных заведений должность заместителя начальника управления кадров и учебных заведений, с возложением на него обязанностей начальника инспекции.
В региональных таможенных управлениях и таможнях создать инспекции по личному составу за счет имеющейся штатной численности и фонда заработной платы (должностей заместителя начальника отдела кадров по воспитательной работе, психолога и 1-3 инспекторов). Инспекции подчинить непосредственно заместителям начальников таможенных органов по работе с личным составом и возложить на них основную организующую роль по предупреждению происшествий.
Управлению кадров и учебных заведений (В.А.Шамахов), Правовому управлению (В.А.Галдин) в месячный срок разработать и представить на утверждение Положения об инспекции Управления кадров и учебных заведений ГТК России, об инспекции региональных таможенных управлений и таможен.
3. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, руководителям учреждений и организаций, подведомственных ГТК России, рассматривать каждый случай служебного правонарушения или проступка, совершенного сотрудником таможенной системы, как происшествие, с обязательным проведением гласного служебного расследования, обсуждения таких фактов в коллективах и определением мер ответственности виновных и их непосредственных руководителей, призванных отвечать за организацию работы и поведение своих подчиненных. Принимать в исключительных случаях, при установлении подверженности коллективов смен, отделов, таможенных постов и таможен должностным преступлениям и проступкам, решения о расформировании или реорганизации таких коллективов с проведением внеочередной аттестации их личного состава.
Направить усилия кадровых служб на совершенствование работы по обеспечению чистоты рядов сотрудников таможенной системы, усиление воспитания посредством улучшения координации и взаимодействия всех участников воспитательного процесса, сосредоточив основное внимание на индивидуальной работе с сотрудниками, внедрении в повседневную практику наиболее современных психологических и социологических методик.
Утвердить План основных мероприятий по совершенствованию работы с кадрами, усилению борьбы с коррупцией, должностными преступлениями и проступками, повышению ответственности сотрудников таможенной системы Российской Федерации за порученное дело (приложение 2). Дополнительно спланировать и осуществить комплекс организационных, воспитательных, технологических, технических и социально ориентированных мероприятий, направленных на усиление борьбы с коррупцией, должностными преступлениями и проступками, а также нарушениями трудовой дисциплины.
4. Управлению делами (В.В.Шпагин) настоящий приказ довести до региональных таможенных управлений и таможен, а также учреждений и организаций, подведомственных ГТК России.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя Председателя ГТК России В.Ф.Кругликова.
Председатель
Государственного таможенного комитета
Российской Федерации
А.С.Круглов
Приложение 1
УТВЕРЖДЕНО
Приказ ГТК России
от 09.08.95 N 488
ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК
взаимодействия между структурными
подразделениями центрального аппарата
ГТК России, а также внутри других
таможенных органов по предупреждению
происшествий
В целях своевременного учета и анализа происшествий в таможенной системе Российской Федерации, а также обеспечения возможности прогнозирования основных элементов оперативной обстановки в таможенных органах и зонах их ответственности, устанавливается следующий временный порядок статистической отчетности и функционального разделения обязанностей между структурными подразделениями таможенных органов по этим вопросам.
1. Происшествиями в таможенной системе Российской Федерации считать:
1.1. Гибель сотрудников.
1.2. Возбуждение в отношении сотрудников уголовных дел по подозрению в совершении преступлений.
1.3. Задержание сотрудников другими правоохранительными органами.
1.4. Исчезновение сотрудников или захват их преступными структурами.
1.5. Покушение на жизнь сотрудников, членов их семей и имущество.
1.6. Покушение на таможенные объекты, имущество, материально-технические и финансовые средства.
1.7. Утрата оружия.
1.8. Неправомерное применение оружия.
1.9. ДТП, совершенные на таможенном служебном транспорте и приведшие к гибели сотрудников или других граждан.
1.10. Авиа- и морские (речные) катастрофы.
1.11. Серьезные антиобщественные проступки сотрудников.
1.12. Массовые эпидемические инфекционные заболевания, поражения и отравления, связанные с воздействием токсических веществ.
1.13. Пожары.
2. Ответственность за добывание, обобщение и первоначальный доклад данных о происшествиях Председателю ГТК России и его заместителям, а также информирование начальников управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата ГТК России возлагается на отдел оперативно-дежурной службы Управления таможенной охраны.
3. Ведут учеты, анализ, прогнозирование, формируют базу данных, вырабатывают предложения, проводят служебные расследования (истребуют копии материалов служебных расследований и приказов при проведении служебных расследований РТУ):
3.1. Управление собственной безопасности (УСБ) по происшествиям 1.1. - 1.6.
Кроме того УСБ:
- информирует Управление кадров и учебных заведений (УКУЗ) о готовящихся или совершившихся фактах правонарушений сотрудниками таможенной системы, когда дальнейшее разбирательство, исходя из оперативной целесообразности, делегируется УКУЗ;
- информирует УКУЗ о результатах квартального анализа по происшествиям 1.2., 1.3., 1.5. и 1.6.;
- осуществляет профилактику правонарушений среди сотрудников таможенной системы, с которыми эти мероприятия проводить гласно и открыто нецелесообразно;
- проводит специальные операции по проверке имеющейся информации, позволяющей подозревать сотрудников таможенной системы в подготовке или совершении правонарушений, а также совместно с УКУЗ по проверке действенности системы контроля в таможенных органах;
- организует взаимодействие с другими правоохранительными органами в интересах профилактики правонарушений среди личного состава.
3.2. Управление таможенной охраны (УТО) - по происшествиям 1.7., 1.8. и 1.10.
Кроме того, УТО:
- информирует УКУЗ о результатах квартального анализа по происшествиям 1.7, 1.8. и 1.10.;
- осуществляет работу по предупреждению происшествий 1.7., 1.8. и 1.10. и совместно с УСБ - по происшествию 1.6.
3.3. Региональное таможенное управление по эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры и социальному развитию по происшествиям 1.9. и 1.13.
Кроме того, это управление:
- информирует УКУЗ о результатах квартального анализа по происшествиям 1.9. и 1.13.;
- осуществляет работу по предотвращению происшествий 1.9. и 1.13.
3.4. Управление кадров и учебных заведений - по происшествиям 1.1., 1.11., 1.12 и по происшествиям 1.2. и 1.3. (при подозрении в совершении общеуголовных преступлений).
Кроме того, УКУЗ:
- на основе информации от УСБ, УТО и РТУ по эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры и социальному развитию ежеквартально анализирует общую статистику происшествий по таможенной системе и готовит совместно с УСБ предложения руководству ГТК России по совершенствованию работы, направленной на усиление борьбы с правонарушениями среди сотрудников таможенной системы и другими происшествиями;
- передает статистические данные за календарный год Управлению таможенной статистики (УТС);
- разрабатывает проекты приказов, других распорядительных документов и ориентировок по совершенствованию воспитательно-профилактической работы, направленной на предупреждение происшествий;
- разрабатывает совместно с Управлением организации таможенного контроля (УОТК) мероприятия по совершенствованию механизма ротации кадров внутри таможенных органов в интересах профилактики правонарушений среди личного состава;
- разрабатывает совместно с УСБ мероприятия по совершенствованию системы отбора и проверки кандидатов для службы в таможенной системе;
- совместно с УСБ проводит специальные операции по проверке эффективности системы контроля в таможенных органах;
- проводит служебные расследования и разбирательства по фактам служебных правонарушений (истребует материалы разбирательств и копии приказов о принятых мерах), когда эти действия со стороны УСБ в оперативном отношении нецелесообразны.
4. Остальные управления и самостоятельные отделы по своим функциональным направлениям:
4.1. На основе изучения и анализа технологических схем таможенного контроля и оформления выявляют наиболее уязвимые таможенные процедуры, которые, могут быть использованы сотрудниками таможенных органов для совершения должностных преступлений и проступков.
Разрабатывают на этой основе предложения, проекты распоряжений, указаний, ориентировок и других документов по совершенствованию технологических схем и процедур, исключающих возможность таких правонарушений.
4.2. Финансовое управление, управления таможенной охраны, таможенной инспекции, отдел контроля за соблюдением законности в таможенных органах, кроме того:
- при наличии по результатам служебных расследований, ревизий и других проверок достаточных материалов, с санкции руководства ГТК России, передают эти материалы в другие правоохранительные органы на предмет возбуждения уголовных дел по подозрению в совершении сотрудниками таможенной системы должностных преступлений;
- готовят проекты приказов о привлечении виновных к дисциплинарной и материальной ответственности, а также о принятии мер по устранению выявленных недочетов.
5. Ответственность за добывание, обобщение и первоначальный доклад данных о происшествиях начальнику таможенного органа, его заместителям, начальнику отдела собственной безопасности и начальнику инспекции по личному составу, а также по линии дежурной службы вышестоящему таможенному органу возлагается на оперативно-дежурную службу.
6. Готовят спецсообщения в вышестоящий таможенный орган, ведут учеты, формируют базу данных, анализ, прогнозирование и выработку предложений по совершенствованию работы по предупреждению происшествий:
6.1. Отдел собственной безопасности (ОСБ) совместно с заместителем начальника таможенного органа по работе с личным составом и во взаимодействии с инспекцией по личному составу по происшествиям 1.1. - 1.6.
6.2. Инспекция по личному составу (ИЛС) под руководством заместителя начальника таможенного органа по работе с личным составом и во взаимодействии с ОСБ - по остальным происшествиям.
7. Кроме того ОСБ:
- информирует ИЛС по результатам ежемесячного анализа по происшествиям 1.2., 1.3., 1.5. и 1.6.;
- осуществляет профилактику правонарушений среди сотрудников, с которыми эти мероприятия проводить гласно и открыто нецелесообразно;
- проводит специальные операции по проверке имеющейся информации, позволяющей подозревать сотрудников в подготовке или совершении правонарушений, а также совместно с ИЛС по проверке действенности системы контроля в таможенных органах;
- организует взаимодействие с другими правоохранительными органами в интересах профилактики правонарушений среди личного состава.