Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 августа 1995 года N 821


Об утверждении государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 21 января 2005 года N 36

____________________________________________________________________

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 года N 387 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 18, ст.1666) Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемый государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в части общих требований к структуре среднего профессионального образования и образовательным программам среднего профессионального образования, условиям их реализации, нормативам учебной нагрузки обучающихся и ее максимальному объему.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 августа 1995 года N 821

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ *1)

     

1. Общие требования

1. Содержание и область применения.

1.1. Настоящий стандарт устанавливает:

1) структуру среднего профессионального образования, документы государственного образца о среднем профессиональном образовании;

2) общие требования к основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования и условиям их реализации;

3) общие нормативы учебной нагрузки обучающихся образовательного учреждения среднего профессионального образования и ее объем;

4) общие требования к перечню специальностей среднего профессионального образования;

5) порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным специальностям среднего профессионального образования в качестве федерального компонента;

6) правила государственного контроля за соблюдением требований настоящего стандарта.

1.2. Положения настоящего стандарта обязательны к применению всеми образовательными учреждениями, расположенными на территории Российской Федерации, получившими в установленном порядке лицензию на право реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования. Соблюдение требований настоящего стандарта после получения лицензии является одним из оснований для получения в установленном порядке свидетельства о государственной аккредитации.

2. Определение понятий, используемых
в настоящем стандарте

2.1. Среднее профессиональное образование - образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или иных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным настоящим стандартом, завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о среднем профессиональном образовании.

2.2. Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования - документ (комплект документов), определяющий в соответствии с настоящим стандартом содержание среднего профессионального образования определенного уровня по конкретной специальности.

2.3. Нормативный срок обучения - расчетный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования при очной форме обучения, реализуемой на базе основного общего образования*.

________________

* Для граждан, имеющих среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, устанавливается сокращенный нормативный срок обучения.

2.4. Документ о среднем профессиональном образовании документ, выдаваемый средним специальным учебным заведением или иным образовательным учреждением среднего профессионального образования в подтверждение того, что его обладатель успешно завершил основную профессиональную образовательную программу и имеет право продолжать образование на следующем уровне и (или) осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с полученной квалификацией по специальности.

Документ государственного образца выдается средним специальным учебным заведением или иным образовательным учреждением среднего профессионального образования, прошедшим в установленном порядке государственную аккредитацию.

2.5. Структура среднего профессионального образования совокупность различных по назначению и нормативным срокам обучения основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, характеризующих уровни среднего профессионального образования.

3. Структура среднего профессионального образования,
документы о среднем профессиональном
образовании

3.1. Среднее профессиональное образование может быть осуществлено на двух образовательных уровнях: базовом и повышенном.

3.1.1. Базовым средним профессиональным образованием является образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена.

Основная профессиональная образовательная программа должна включать в себя общие гуманитарные, социально-экономические, математические, общие естественно-научные, общепрофессиональные и специальные дисциплины, производственную (профессиональную) практику.

Нормативный срок обучения на базе основного общего образования должен составлять не менее трех лет*.

________________

* Для специальностей, отнесенных к группам "Культура и искусство" и "Образование", федеральным органом исполнительной власти, за которым в установленном порядке закреплена данная группа специальностей, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области среднего профессионального образования, могут устанавливаться иные нормативные сроки обучения.

Данная программа завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику соответствующей квалификации специалиста, удостоверяемой документом государственного образца с указанием специальности среднего профессионального образования.

3.1.2. Средним профессиональным образованием повышенного уровня является образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена повышенного уровня квалификации.

Основная профессиональная образовательная программа состоит из программы обучения специалиста среднего звена по соответствующей специальности и программы дополнительной подготовки (объемом не более одного года, включающей в себя производственную (профессиональную) практику, углубленную и (или) расширенную теоретическую и (или) практическую подготовку по отдельным учебным дисциплинам и (или) циклам дисциплин).

Общий нормативный срок обучения на базе основного общего образования должен составлять не менее четырех лет.

Данная программа завершается итоговой аттестацией, включая выпускную квалификационную работу, с присвоением выпускнику соответствующей квалификации специалиста, удостоверяемой документом государственного образца с указанием специальности среднего профессионального образования и дополнительной записью о прохождении углубленной подготовки.

3.2. Формы документов государственного образца о среднем профессиональном образовании устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области среднего профессионального образования.

4. Общие требования к основным профессиональным
образовательным программам среднего профессионального
образования и условиям их реализации

4.1. Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования должны включать в себя:

общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

математические и общие естественно-научные дисциплины*;

________________

* Для специальностей, отнесенных к группам "Гуманитарно-социальные специальности", "Образование", "Здравоохранение", "Культура и искусство", "Экономика и управление", "Сервис", формы изучения этих дисциплин устанавливаются государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по соответствующим специальностям.

общепрофессиональные дисциплины (для данной группы специальностей);

специальные дисциплины;

производственную (профессиональную) практику.

4.2. Обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования устанавливается федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, который определяет государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным специальностям.

4.3. Содержание основных профессиональных образовательных программ, отражающее региональные особенности подготовки специалистов, определяется региональным компонентом государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Введение регионального компонента не должно приводить к снижению уровня требований, установленных федеральным компонентом настоящего стандарта.

4.4. Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования должны включать в себя наряду с обязательными дисциплины по выбору обучающегося и факультативные дисциплины.

4.5. Обучение по основным профессиональным образовательным программам допускается осуществлять в сокращенные сроки обучения по отношению к нормативным с учетом предшествующего образования обучающегося.

4.6. Порядок и условия продолжения обучения по основным профессиональным образовательным программам повышенного уровня или перехода с одной основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на другую определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий проведение единой государственной политики в области среднего профессионального образования.

4.7. Лица, имеющие базовое среднее профессиональное образование, могут получить образование повышенного уровня, если таковой предусмотрен государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной специальности. При этом получение образования повышенного уровня не рассматривается как получение второго среднего профессионального образования, если образование данного уровня получается впервые.

5. Общие нормативы учебной нагрузки обучающегося
образовательного учреждения среднего профессионального
образования

5.1. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы.

5.2. При очно-заочной и вечерней формах обучения объем аудиторных занятий должен быть не более 16 часов в неделю.

5.3. При заочной форме обучения студентам должна быть обеспечена возможность занятий обучающихся с преподавателем в объеме не менее 160 часов в течение учебного года.

5.4. Общий объем каникулярного времени в учебный год должен составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

6. Общие требования к перечню специальностей
среднего профессионального образования

6.1. Перечень специальностей среднего профессионального образования охватывает существующие и перспективные области экономики, техники, образования, здравоохранения, культуры и сферы обслуживания.

6.2. Перечень специальностей среднего профессионального образования утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области среднего профессионального образования.

6.3. Перечень специальностей среднего профессионального образования является частью настоящего стандарта и именуется: "Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Классификатор специальностей среднего профессионального образования".

7. Порядок разработки и утверждения государственных
требований к минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников по конкретным специальностям среднего
профессионального образования в качестве
федерального компонента

7.1. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным специальностям среднего профессионального образования разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 года N 387.

7.2. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным специальностям среднего профессионального образования являются частью настоящего стандарта и именуются: "Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников".

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования разрабатывается отдельно по каждой специальности.

8. Правила государственного контроля за соблюдением
требований государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования

8.1. Правила государственного контроля за соблюдением требований настоящего стандарта устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий проведение единой государственной политики в области среднего профессионального образования, совместно с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения среднего профессионального образования.

8.2. При несоблюдении требований настоящего стандарта образовательным учреждением среднего профессионального образования к нему применяются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации об образовании.


Текст документа сверен по:

Собрание законодательства

Российской Федерации, N 34, 21.08.95 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»