Недействующий

Об утверждении Инструкции по проведению лесоустройства в лесном Фонде России (с изменениями на 3 июля 1997 года) (не подлежит применению с 20.12.2011 на основании приказа Рослесхоза от 14.11.2011 N 473)

ВВЕДЕНИЕ

Леса в России являются одним из важнейших видов природных ресурсов и играют одну из ведущих ролей в развитии экономики, улучшении и защите окружающей среды, повышении благосостояния населяющих ее народов. Они также оказывают большое влияние на состояние природной среды всей Земли и являются основным источником удовлетворения потребностей в древесине как для самой России, так и для многих других стран. В целях научно обоснованного, рационального ведения в них лесного хозяйства и лесопользования проводится лесоустройство, которое имеет длительную отечественную историю и богатые традиции.

Этапы развития лесоустройства в XX столетии обусловливались изменениями требований к лесному хозяйству и лесопользованию, что нашло свое отражение в лесоустроительных инструкциях 1926, 1937, 1946, 1951, 1964, 1986-1990 гг. В связи с обретением Россией государственного суверенитета и, соответственно, созданием новой законодательной базы в марте 1993 г. приняты и введены в действие Основы лесного законодательства Российской Федерации. Основами определено, что лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга*, а владение, распоряжение и пользование лесным фондом осуществляется как в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, так и в интересах всех народов Российской Федерации.

________________

* В соответствии со статьей 65 Конституции Российской Федерации далее именуются "субъектами Российской Федерации".


Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов на территории Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченными государственными органами управления лесным хозяйством, в систему которых входят: государственный орган управления лесным хозяйством Российской Федерации, подведомственные ему подразделения в субъектах Российской Федерации и местные подразделения - лесхозы и лесничества.

Государственный орган управления лесным хозяйством Российской Федерации и его подведомственные подразделения не могут осуществлять заготовку древесины в порядке рубок главного пользования и вести ее переработку. Проведение рубок промежуточного пользования может осуществляться владельцами лесного фонда, если нет иного исполнителя этих работ.

Владельцами лесного фонда являются лесхозы, колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные формирования, в том числе образованные при реорганизации колхоза или совхоза, заповедники, национальные природные парки, учебные лесные и опытные лесные хозяйства, осуществляющие ведение лесного хозяйства.

Предоставление участков лесного фонда в долгосрочное пользование (свыше 1 года и до 50 лет) производится в форме аренды по лицензии на пользование лесным фондом, в том числе на основе лесных торгов и конкурсов, организуемых и проводимых местными органами управления с участием местных подразделений государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации. Арендатор, осуществляющий заготовку древесины, имеет право на проведение всех видов рубок по главному и промежуточному пользованию. При этом он обязан выполнять лесовосстановительные мероприятия.

Эти принципиальные изменения в регулировании лесных отношений в условиях перехода к рыночной экономике, а также в государственной структуре управления лесами обусловили необходимость разработки новой Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России.

Настоящая Инструкция обязательна для всех специализированных лесоустроительных организаций, владельцев лесного фонда независимо от их ведомственной подчиненности, а также для всех лесопользователей.

Порядок и требования проведения специализированных обследований, лесных изысканий и инвентаризации лесов, работ, обеспечивающих лесной мониторинг, не содержащих весь комплекс лесоустроительных действий, предусмотренных статьями 74 и 75 Основ лесного законодательства Российской Федерации, устанавливаются соответствующими инструкциями, правилами и методиками, утверждаемыми государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.

По нормативно-техническим вопросам, регламентированным государственными и отраслевыми стандартами, правилами и иными документами, в настоящей Инструкции изложены только основные принципиальные положения и требования с указанием реквизитов стандартов и документов, которыми следует руководствоваться при выполнении соответствующих работ.

Главной целью новой Лесоустроительной инструкции является обеспечение высокой достоверности данных лесоустройства в пределах заданных нормативов точности определения качественных и количественных характеристик земель лесного фонда и лесных ресурсов, как основы для расчета арендной платы за пользование лесным фондом, объективной кадастровой оценки лесов, организации рационального и неистощительного лесопользования, экономически выгодного производителям и потребителям лесной продукции, соответствующего интересам Российского государства и населяющих его народов.

Инструкция предоставляет лесоустроителям право самостоятельно выбирать методы таксации и определять сочетание их для таксации насаждений различной хозяйственной ценности и освоенности при условии обеспечения установленной точности определения их таксационных показателей. Упорядочены нормативные требования к точности таксации леса и обеспечивающим ее технологическим элементам работ.

Скорректированы основные организационно-технические показатели разрядов лесоустройства в направлении более эффективного использования информационных возможностей аэрофотоснимков и укрупнения первичных учетно-хозяйственных единиц лесного фонда таксационных выделов.

Предусматривается более широкое использование космических снимков при устройстве малоосвоенных лесов и методов актуализации таксационных показателей при повторном лесоустройстве.

Лесотаксационная информация лесоустройства должна обязательно сохраняться в записи на магнитных носителях с созданием в необходимых случаях - при интенсивном ведении лесного хозяйства и лесопользовании - автоматизированных банков данных (БнД) по лесному фонду объектов лесоустройства с повыдельными лесотаксационной и картографической базами данных. На основе функционирования таких БнД предусмотрен переход от периодического повторного к непрерывному лесоустройству.

Новая Инструкция повышает статус лесоустроительного проекта в качестве технической основы ведения лесного хозяйства и лесопользования. Рассчитанные и обоснованные лесоустройством нормы пользования лесными ресурсами и объемные показатели лесохозяйственной деятельности, прошедшие соответствующую экспертизу, не подлежат какой-либо корректировке и обязательны к выполнению всеми владельцами лесного фонда, ведущими лесное хозяйство, юридическими и физическими лицами, осуществляющими лесные пользования. Упорядочена процедура рассмотрения и утверждения лесоустроительного проекта.

Пересмотрена программа лесоустроительного проекта с целью его более рационального построения и сокращения объема без потерь значимой информации. Предусмотрены система стоимостной оценки лесных ресурсов, элементы экономического и экологического обоснования проектируемых лесохозяйственных мероприятий и норм лесопользования.

В развитие положений настоящей Инструкции с соблюдением предусмотренных в ней требований при необходимости составляются региональные технические указания или рабочие правила, с учетом особенностей местных лесорастительных и экономических условий ведения лесного хозяйства. Эти документы разрабатываются по заданию государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации специализированными лесоустроительными организациями (государственными предприятиями) с привлечением отраслевых научно-исследовательских институтов, согласуются с государственными органами управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и утверждаются государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации. Необходимость разработки таких документов обосновывается специализированными лесоустроительными организациями и (или) государственными органами управления лесным хозяйством субъектов Российской Федерации.