Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО

от 22 мая 1995 года N 01-13/7058

О применении статьи 280 ТК России

____________________________________________________________________
Не действует с 1 июля 2002 года на основании  
приказа ГТК России от 17 июля 2002 года N 758
____________________________________________________________________


В связи с запросами таможенных органов по поводу возможной правовой формулы привлечения к ответственности, в том числе, солидарной, лиц за транспортировку, хранение, приобретение товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушениями таможенных правил, пользование или распоряжение ими сообщаем следующее.

Частью 8 статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации солидарную ответственность за уплату таможенных платежей несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.

Поскольку законодатель предусматривает солидарную ответственность за процедурно обусловленную (технологически) уплату таможенных платежей, но не за нарушение таможенных правил, выразившееся в несоблюдении обязательств об их уплате (материальная норма), данное положение распространяется только на гражданско-правовые отношения.

Поэтому бытующее мнение о возможности привлечения к солидарной административной ответственности по делам о нарушении таможенных правил, по мнению Управления, не основано на законе.

Привлечение лиц к административной ответственности за транспортировку, хранение, приобретение товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил, пользование или распоряжение ими, предусмотрено статьей 280 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Диспозицией данной статьи установлено, что ответственность наступает только в случаях:

- транспортировки, хранения, приобретения товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации помимо таможенного контроля (ст.276 ТК России), пользования или распоряжения этими товарами и транспортными средствами;

- транспортировки, хранения, приобретения товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с сокрытием от таможенного контроля (ст.277 ТК России), пользования или распоряжения этими товарами и транспортными средствами;

- транспортировки, хранения, приобретения товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с обманным использованием документов или средств идентификации (ст.278 ТК России), пользования или распоряжения этими товарами и транспортными средствами;

- транспортировки, хранения, приобретения недекларированных или недостоверно декларированных товаров и транспортных средств ( часть 1 ст.279 ТК России), пользования или распоряжения этими товарами и транспортными средствами;

- транспортировки, хранения, приобретения товаров и транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, используемых либо отчуждаемых без разрешения таможенного органа Российской Федерации в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены такие льготы (ст.281 ТК России).

Таким образом, привлечение лиц к ответственности по статье 280 ТК России предполагает наличие установленного (документально удостоверенного и процессуально закрепленного) факта нарушения таможенных правил, предусмотренного статьями 276/ 277/ 278/ частью 1 ст.279 /ст.281 ТК России.

Частью 5 статьи 231 ТК России определено, что физические лица несут ответственность за нарушение таможенных правил, если они совершили противоправное действие или бездействие умышленно или по неосторожности.

Статьей 320 ТК России в числе обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу о нарушении таможенных правил, указана виновность физического лица или должностного лица.

Учитывая, что изложенный в диспозиции статьи 280 ТК России состав правонарушения не предусматривает наличие у привлекаемого к ответственности физического лица вины непременно в форме умысла, для квалификации действий физического лица по этой статье необходимо следующее:

- установленный факт нарушения таможенных правил, предусмотренного статьями 276 /277/ 278 частью 1 ст.279 /ст.281 ТК России;

- совершение привлекаемым к ответственности лицом действий по транспортировке, хранению, приобретению товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил, пользованию или распоряжению ими;

- совершение таких действий физическим лицом умышленно или по неосторожности.

На практике имеют место случаи, когда физическое лицо, ввезшее автомашину на таможенную территорию Российской Федерации и оформившее ее в таможенных органах с использованием льгот по таможенным платежам, впоследствии отчуждает автомашину, де-факто продавая ее, с нарушением установленного порядка - без уплаты таможенных платежей, снятия автомашины владельцем с учета в органах ГАИ, оформления договора купли-продажи в специализированных магазинах или в органах ГАИ, постановки на учет в органах ГАИ (покупателем). Вместо этого лицо, ввезшее автомашину, оформляет на имя приобретателя доверенность на право пользования и/или распоряжения автомашиной и тем самым избегает обязанности произвести таможенное переоформление автомашины и уплатить таможенные платежи (не считая государственного налога при оформлении договора купли-продажи), что является нарушением таможенных правил, предусмотренным ст.281 ТК России, а при умышленном уклонении от уплаты таможенных платежей в крупных либо особо крупных размерах преступлением, предусмотренным ст.162-6 УК РСФСР.

В случаях, когда автомашины, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, передаются по доверенности в пользование иным лицам, знающим или должным знать в момент приобретения о неправомерности такой сделки и впоследствии добровольно являющимся в таможенный орган для таможенного оформления приобретенной автомашины (следовательно, и для уплаты таможенных платежей), действия последних носят характер деятельного раскаяния (добровольное устранение вредных последствий правонарушения) и, в соответствии с п.2 статьи 236 ТК России, могут быть признаны как обстоятельство, смягчающее ответственность.

Однако явка лица в таможенный орган для оформления автомашины и уплаты таможенных платежей после применения к нему мер воздействия со стороны таможенных или иных государственных органов (задержание автомашины и изъятие документов на нее органами ГАИ, вызов в таможенный орган для дачи объяснения по факту приобретения и пользования автомашиной и др.) не может быть приравнена к добровольной и, следовательно, к обстоятельству, смягчающему ответственность.

Вместе с тем следует иметь в виду, что Таможенный кодекс Российской Федерации предполагает и признает принцип индивидуальной ответственности за содеянное, формализованный, в частности, в части 2 ст.236 и ст.239 ТК России.

Для привлечения к ответственности по статье 280 ТК России юридического лица необходимо следующее:

- факт совершения иным лицом нарушения таможенных правил, предусмотренного ст.ст.276/ 277/ 278/ частью 1 ст.279 /ст.281 ТК России;

- совершение привлекаемым к ответственности юридическим лицом транспортировки, хранения, приобретения товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил, пользование или распоряжение ими;

- виновность - в редакции ст.231 ТК России - должностного лица или иного работника предприятия, учреждения или организации, непосредственно осуществлявшего в силу своего служебного положения или по доверенности (поручению) действия по транспортировке, хранению, приобретению товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил, пользованию или распоряжению ими.

Неосторожная форма вины определяется следующими критериями:

- когда виновный предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение (самонадеянность);

- когда виновный не предвидит возможность наступления общественно опасных последствий при наличии обязанности (долженствования) и возможности предвидеть эти последствия (небрежность).

При небрежности виновный либо не предвидит возможности фактического наступления общественно опасных последствий, либо не предвидит их общественно опасного характера. Непредвидение общественно опасного характера не означает, однако, отсутствие вообще какого-либо интеллектуального (сознательного) отношения субъекта к наступлению этих последствий, а представляет особую форму такого отношения. Непредвидение последствий при небрежности свидетельствует об осознанном пренебрежении лица требованиям норм права (законодательные акты Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные акты, регулирующие ту или иную область правоотношений).

Так, например, должностные лица торговых организаций по роду своих профессиональных занятий обязаны знать требования законодательных и иных правовых актов, регулирующих и устанавливающих порядок торговли товарами, в том числе, подакцизными, а также порядка и условий их ввоза на территорию Российской Федерации, установленных неоднократно опубликованными в средствах массовой информации нормативными актами. Поэтому при покупке (приобретении) такой организацией товаров, подлежащих маркировке соответствующими марками акцизного сбора, но не отвечающих этим требованиям, и их последующей реализации, они обязаны (долженствуют) и имеют возможность предвидеть общественно опасные последствия своих действий, выраженные в нарушении не только правил торговли, но и соответствующих положений таможенного законодательства Российской Федерации.

Следовательно, такие организации при наличии указанных выше иных условий (см. 4-й абзац на стр.4) следует рассматривать как субъекты ответственности по статье 280 ТК России, а их должностных лиц - по статье 288 ТК России.

Оценочные принципы, изложенные в настоящем письме, могут полностью или частично экстраполироваться на ситуации с иными, оговоренными в диспозиции статьи 280 ТК России объектами.

Начальник Управления
 по борьбе с контрабандой и
 нарушениями таможенных правил
                                   М.В.Ванин



Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»