Недействующий

Об утверждении рекомендаций по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите (утратило силу на основании постановления Минтруда России от 29.12.2000 N 95)

Приложение
к постановлению
Министерства труда
Российской Федерации
от 6.02.95 N 9

РЕКОМЕНДАЦИИ
по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и
организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите


1. Общие положения

1.1. Квотирование рабочих мест для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, производится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.

Квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

1.2. Право на установление квоты для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, имеют органы местного самоуправления.

Квотирование осуществляется по согласованию с работодателями на основе договоров, заключаемых между органами местного самоуправления и работодателями.

Органы местного самоуправления с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда, по представлению соответствующих территориальных органов государственной службы занятости населения с участием органов по труду устанавливают предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности_1 квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Работодателям, выделяющим или создающим рабочие места для указанной категории граждан, предоставляются льготы и компенсации в соответствии с действующим законодательством.

________________

1 Далее - организации.

При установлении квоты определяется ее размер для каждой категории граждан и конкретные организации со среднесписочной численностью 35 человек и более, на которых она вводится.

1.3. К группам населения, для которых производится в первую очередь квотирование рабочих мест, относятся граждане Российской Федерации и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации: инвалиды; выпускники общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования; молодежь из числа сирот и лишенных попечения родителей, а равно лиц, их заменяющих; несовершеннолетние, освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или закончившие закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения; другие лица моложе восемнадцати лет; лица, освобожденные из мест лишения свободы; женщины, воспитывающие детей-инвалидов. В зависимости от ситуации, складывающейся на рынке труда, возможно квотирование рабочих мест и для других групп населения_2.

________________

2 Одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; родители, воспитывающие детей до трех лет и являющиеся единственными кормильцами в семье; лица предпенсионного возраста; лица, продолжительное время не имеющие работы; беженцы, вынужденные переселенцы, а также некоторые другие категории граждан.

Преимущественным правом направления для трудоустройства на рабочие места, созданные в счет установленной квоты, должны пользоваться безработные граждане из числа особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, состоящие на учете в органах государственной службы занятости населения.

2. Рекомендуемые условия и порядок квотирования рабочих мест

2.1. Квотирование рабочих мест организациям производится на основании договоров, заключаемых с ними органами местного самоуправления.

Договор о квотировании должен содержать в числе прочих обязательные сведения; наименование рабочего места; категорию граждан, для которой созданы рабочие места; санитарно-гигиенические требования и рекомендации медико-социальной экспертизы по условиям и режимам труда; источники финансирования (или налоговые льготы и платежи), а также санкции по отношению к стороне, не выполнившей условия договора.

2.2. Условия и порядок установления квоты, ее размеры и сроки действия, категории граждан, для которых она устанавливается, утверждаются органом местного самоуправления с привлечением соответствующего территориального органа государственной службы занятости населения, органа по труду и общественных организаций, представляющих интересы групп граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы_3.

________________

3 Территориальные органы социальной защиты населения, органы управления образованием, органы по делам молодежи, комиссии по делам несовершеннолетних, объединения предпринимателей и работодателей и др.

2.3. Размер квоты и порядок ее ввода определяется органом местного самоуправления ежегодно с учетом ситуации, складывающейся на региональном рынке труда, возможностей работодателей, финансовых возможностей региона на срок не менее одного календарного года. Квота для инвалидов устанавливается в размере не менее 3% от среднесписочной численности работников с учетом инвалидов, ранее принятых на работу.

2.4. О проведении мероприятий по квотированию рекомендуется информировать работодателей не менее чем за три месяца до начала введения квоты.

2.5. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателем по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения с учетом предложений территориальных органов социальной защиты населения, органов по труду, органов управления образованием, органов по делам молодежи, комиссий по делам несовершеннолетних, а также общественных организаций инвалидов либо самостоятельно из числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

В течение срока действия договора о квотировании увольнение работников, трудоустроенных в счет квоты, по инициативе администрации осуществляется при обязательном уведомлении центра занятости, направившего их на данные рабочие места.

2.6. Ликвидацию рабочих мест, созданных в рамках квот, целесообразно производить после согласования с органами местного самоуправления и с уведомлением территориальных органов государственной службы занятости населения и органов по труду.

3. Участие работодателей в обеспечении занятости лиц,
особо нуждающихся в социальной защите

3.1. Работодатели участвуют в реализации мероприятий, направленных на обеспечение занятости лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Работодатель в соответствии с установленной квотой создает или выделяет необходимое количество рабочих мест, предусмотрев в случае необходимости их специальное оборудование. В месячный срок с момента получения решения органа местного самоуправления о квотировании рабочих мест он разрабатывает мероприятия по организации дополнительных или выделению имеющихся рабочих мест в счет установленной квоты, о которых сообщает в соответствующий территориальный орган государственной службы занятости населения.

3.2. В случае невозможности выделения или создания на своем производстве рабочих мест для использования труда инвалидов или других категорий граждан в счет установленной для данной организации квоты работодатели вправе для этой цели арендовать рабочие места или произвести соответствующее перечисление в местный бюджет для оплаты стоимости квотируемых рабочих мест в других организациях.

Несколько организаций по предложению органа местного самоуправления и по договоренности между собой могут создать за счет своих средств цех или участок на одном из них.