3.00. Государственная экспертиза заявок
(заголовок в редакции приказа Госкомизобретений
СССР от 29 ноября 1983 года N 131)
3.1. Государственная экспертиза заявок заключается в исследовании их на соответствие требованиям, предъявляемым к товарным знакам Положением.
Государственная экспертиза заявки проводится в шестимесячный срок со дня поступления во ВНИИГПЭ заявки, удовлетворяющей требованиям Положения (абзац дополнительно включен приказом Госкомизобретений СССР от 29 ноября 1983 года N 131).
При проведении государственной экспертизы заявок следует иметь в виду, что не допускаются к регистрации в качестве товарных знаков обозначения, предусмотренные пунктом 15 Положения, причем первоначально необходимо исследовать обозначения на соответствие их подпунктам "б" - "з" указанного пункта Положения. (Пункт в редакции приказа Госкомизобретений СССР от 29 ноября 1983 года N 131).
3.1.1. В соответствии с подпунктом "б" пункта 15 Положения не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, вошедшие во всеобщее употребление в качестве обозначения товаров известного рода, а также общепринятые символы и термины, связанные с определенной деятельностью.
3.1.1.1. К обозначениям, вошедшим во всеобщее употребление в качестве обозначения товаров известного рода, относятся те из них, которые были ранее зарегистрированы как товарные знаки, но воспринимаются потребителем как родовые или видовые наименования товаров из-за утраты различительной способности вследствие независимого друг от друга неоднократного их применения различными лицами для одного и того же товара или для товаров того же вида.
Примеры таких обозначений: рубероид, термос, вазелин.
3.1.1.2. К общепринятым символам, связанным с определенной деятельностью, относятся обозначения, непосредственно указывающие на отрасль промышленности или область деятельности, к которым относятся товары или услуги, содержащиеся в перечне товаров и услуг заявленного обозначения. Подобные обозначения не способны служить средством индивидуализации.
Примеры таких обозначений: изображение швейной иглы с ниткой или ножниц для швейной промышленности, изображение шестерни для машиностроения, изображение циркуля для конструкторских бюро.
К общепринятым символам относятся также условные обозначения, применяемые в науке и технике, например, обозначения химических элементов, условные графические обозначения в принципиальных схемах единой системы конструкторской документации.
К общепринятым терминам относятся лексические единицы, относящиеся, как правило, к специализированным областям науки и техники.
Пример таких обозначений: кобальт, хром, гидродинамика.
3.1.2. В соответствии с подпунктом "в" пункта 15 Положения не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, не обладающие различительными признаками или носящие описательный характер, например:
состоящие исключительно из простых геометрических фигур, линий, чисел, отдельных букв и сочетаний букв, не обладающих словесным характером, общепринятых наименований, простых изображений товаров, сведений, касающихся изготовителя товара, а также указывающих на время, способ, место производства или место сбыта товаров, на вид, качество и свойства (в том числе носящие хвалебный характер), количество, состав, весовые соотношения, материал, сырье, назначение и ценность товаров.
3.1.2.1. К обозначениям, состоящим исключительно из простых геометрических фигур и линий, относятся обозначения, содержащие в качестве своего единственного элемента изображения треугольника, круга, квадрата, линии и т.п., а также простые комбинации этих элементов.
3.1.2.2. К обозначениям, состоящим из чисел, отдельных букв и сочетаний букв, не обладающих словесным характером, относятся буквы, цифры и их сочетания, не воспринимающиеся как слово или неудобопроизносимые с точки зрения русского языка.
Примеры таких обозначений: В, ТДК, N 19, 767, РК-5.
Исключение составляют обозначения, исполненные в характерной графической манере, которые, тем самым, могут быть отнесены к изобразительным товарным знакам, и сочетания букв, обладающие словесным характером, например: НИГРИ, ВАЗ, ЛОМО.
3.1.2.3. К общепринятым наименованиям, как правило, относятся родовые и видовые наименования товаров и услуг, заявляемые на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров и услуг.
Примеры таких обозначений: пчелиный мед, сироп, индпошив и т.д.
3.1.2.4. К простым изображениям товаров относятся обозначения, представляющие собой реалистические изображения товаров, заявляемые на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров.
3.1.2.5. К сведениям, касающимся изготовителя товара, относится содержащиеся в заявленном обозначении данные по истории создания производства, адреса и т.п., не обладающие различительными свойствами.
3.1.2.6. К обозначениям, указывающим на время, способ, место производства или место сбыта товаров, на вид, качество и свойства (в том числе носящие хвалебный характер), количество, состав, весовые соотношения, материал, сырье, назначение и ценность товаров, относятся, например, такие как: "LIGEROS" (легкий) для сигарет свойство, качество; "ЭКСТРА", "ЛЮКС" - общеупотребительные хвалебные указания качества; "SUGAR TWIN" (близнец сахара) для искусственных подслащивающих веществ - назначение; "GALVANAL" для металлических листов, полученных с помощью гальваностегии, - способ производства; "METALL" для фасонного литья - материал и т.д.
3.1.2.7. К описательным обозначениям относятся также слова, не носящие фантазийного характера и состоящие из общепринятых сокращенных наименований отраслей, как правило, в сочетании с сокращениями географического характера.
Примеры таких обозначений: Сиблеспром, Мосэнерго, Азмехшуба.
3.1.2.8. Не обладают различительными признаками наименования (фирменные), состоящие исключительно из указания вида предприятия (завод, компания, общество), а также словесные обозначения общеязыкового фонда типа "international", "general" и т.п.
3.1.3. В соответствии с подпунктом "г" пункта 15 Положения не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, на которые ввиду их специфики не может быть предоставлено исключительное право пользования, например, состоящие частично или полностью из географических обозначений, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товара; из флагов, гербов или иных эмблем государств, правительств или официально признанных международных или межгосударственных организаций и им подобных, если на это нет согласия соответствующих органов, а также наград и иных знаков отличия, названий международных и национальных праздников и указаний их дат.