81. Ввод судна в эксплуатацию (вывод из эксплуатации) объявляется приказом судовладельца.
82. Перед вводом судна в эксплуатацию или выходом его в море капитан обязан проверить соответствие состояния судна установленным техническим требованиям и соответствующим правилам и готовность судна к плаванию.
83. Капитан обязан заблаговременно, до начала рейса, обеспечить:
техническую и навигационную готовность судна к безопасному плаванию;
укомплектование экипажем и всеми видами снабжения, необходимыми для предстоящего рейса, а также подготовку всех помещений судна, в которых перевозится предназначенный на данный рейс груз, для его сохранной перевозки.
При этом капитан должен:
(01) заблаговременно назначить старшему помощнику капитана и старшему механику точное время готовности судна к отходу;
(02) проверить наличие необходимых для рейса откорректированных навигационных карт и руководств для плавания;
(03) осуществить проработку навигационных и гидрометеорологических условий по маршруту предстоящего плавания и навигационную часть рейса со штурманским составом;
(04) проверить через лиц, ответственных за заведования, обеспечение судна в необходимом количестве топливом, водой, запасами продуктов питания и материально-техническим снабжением;
(05) проверить правильность размещения на судне грузов и количество принятых пассажиров в соответствии с требованиями безопасности плавания, не допуская перегрузки судна сверх норм, указанных в судовых документах;
(06) в случае, если должны осуществляться буксировочные операции, лично или через старшего помощника проверить готовность судна к этим операциям.
84. Перед приемкой грузов на судно капитан обязан рассмотреть предварительный грузовой план и, убедившись, что намеченный вариант загрузки обеспечивает безопасность плавания, надлежащие мореходные качества судна и сохранность груза, утвердить его. Капитан может отказаться от приема отдельных грузов, если их перевозка противоречит существующим правилам или угрожает безопасности людей, судна или груза.
85. В ходе грузовых операций капитан обязан, сообразуясь с информацией об остойчивости, обеспечить контроль за правильностью укладки и крепления грузов в трюмах и на палубе, за размещением балласта и бункера, а также за тем, чтобы нагрузки на главную и твиндечную палубы не превышали допустимых норм, в связи с этим капитан имеет право прекратить грузовые операции, если нарушается технология их производства или допускается отступление от грузового плана.
86. Капитан принимает от старшего помощника и старшего механика за 15 минут до назначенного времени отхода рапорт о готовности судна, о наличии на борту всего экипажа и об отсутствии посторонних лиц на судне.
87. В случае неявки кого-либо из членов экипажа или лиц, следующих на судне, к назначенному для отхода времени капитан немедленно сообщает об этом судовладельцу, а также в советских портах - капитану порта, а за границей - консулу СССР, с указанием фамилии, имени и отчества, а также должности и времени ухода с судна неявившихся лиц. Одновременно капитан обязан принять все возможные меры к возвращению этих лиц на судно.
88. Капитан обязан своевременно проверять срок действия судовых документов с учетом длительности предстоящего рейса.