60. Капитан является руководителем судового экипажа, доверенным лицом Государства, отвечающим за сохранность судна, жизнь находящихся на нем людей и перевозимый груз.
61. Капитан осуществляет управление судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно начальнику пароходства (управления флота, управления морских путей, э/о АСПТР), а капитаны судов портового и заводского флота - начальнику соответствующего флота. Все указания, относящиеся к деятельности судна, передаются только капитану, который отвечает за их выполнение.
Присутствие на борту судна вышестоящих должностных лиц не снимает с капитана возложенной на него ответственности за выполнение обязанностей.
62. В своей работе по улучшению производственной деятельности судна, организации труда, социалистического соревнования, отдыха, учебы, воспитания и быта членов экипажа капитан опирается на общественные организации судна.
63. Капитан обязан обеспечивать:
(01) поддержание престижа и достоинства граждан Союза Советских Социалистических Республик и защиту их интересов;
(02) соблюдение на судне законов и других актов органов государственной власти и государственного управления Союза ССР, международных конвенций и соглашений, участником которых является СССР;
(03) соблюдение на судне требований правил Регистра СССР и других органов надзора, настоящего Устава, инструкции, наставлений, приказов и других нормативных документов по обеспечению безопасности судна, людей, грузов, производственной деятельности судна и его технической эксплуатации;
(04) выполнение рейсовых заданий и рентабельную работу судна;
(05) соблюдение трудовой дисциплины и организацию судовой службы;
(06) высокий уровень воспитательной работы и политико-морального состояния экипажа;
(07) соблюдение необходимых мер по сохранению на судне государственной тайны;
(08) организацию и контроль подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, к действиям по спасению людей на море;
(09) проверку и утверждение судовых расписаний;
(10) режим труда и отдыха экипажа в соответствии с трудовым законодательством и действующим Положением о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов морского флота;
(11) соблюдение правил перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты и высокий уровень обслуживания пассажиров;
(12) организацию и контроль за экономической и технической учебой экипажа; проявлять постоянную заботу о повышении квалификации лиц командного состава и судовой команды; способствовать продвижению лиц командного состава по службе, передавать им свои знания и опыт;
(13) общее руководство практикой курсантов, студентов и учащихся, направленных на судно;
(14) своевременное предъявление судна и технических средств к освидетельствованию согласно требованиям правил Регистра СССР;
(15) контроль за правильным ведением судового, машинного, радиотелеграфного журналов и другой документации;
(16) выполнение действующих законов по предотвращению загрязнения окружающей среды.
64. Капитан несет ответственность за соблюдение правил техники безопасности, пожаробезопасности и санитарных правил на борту судна.
65. В целях обеспечения безопасности судна и груза, а также максимальной эффективности рейса капитан вправе выбирать тот путь следования, который он сочтет необходимым.
66. Получив рейсовое задание, капитан должен проработать предстоящий рейс с командным составом и довести его основные задачи и особенности до всех членов экипажа.
67. В случаях опасности для судна и находящихся на нем людей, либо для оказания помощи другому судну или людям капитан вправе устанавливать режимы работы главных двигателей или других технических средств судна с изменением установленных норм; об отданном приказании делается соответствующая запись в судовом, машинном и электромеханическом (на электроходах) журналах.
68. В случае опасности для судна и находящихся на нем людей или груза, а также в других необходимых случаях капитан вправе созывать судовой совет. В судовой совет входят: старший помощник, первый помощник, старший механик, руководители общественных организаций. К участию в заседании совета капитан может привлекать также других членов экипажа. Судовой совет не ограничивает прав капитана. Окончательное решение принимает капитан.
69. Капитан имеет право применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на лиц судового экипажа в случаях и в порядке, предусмотренных Уставом о дисциплине работников морского транспорта СССР.
Капитан издает приказы по судну.