Недействующий

Указания о порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснований строительства по крупным и сложным предприятиям и сооружениям (а при необходимости и по другим объектам) (не действуют на территории РФ с 25.06.2020 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2020 N 857)

III. Порядок разработки и утверждения
технико-экономических обоснований

10. Разработка ТЭО осуществляется по заданиям предприятия (организации)-заказчика, как правило, силами головных проектных организаций с привлечением проектных организаций министерств-подрядчиков, территориальных проектных организаций, организации, разработавшей схему, и при необходимости научно-исследовательских институтов и специализированных проектно-изыскательских организаций. В случае, если намечается применение вновь создаваемого технологического оборудования, в разработке ТЭО должна принимать участие организация - разработчик этого оборудования.

11. Предприятие (организация)-заказчик после включения работы по составлению ТЭО в план проектно-изыскательских работ выдает проектной организации - генеральному проектировщику (разработчику ТЭО) задание на разработку ТЭО, утвержденное министерством, ведомством СССР или Советом Министров союзной республики.

В зависимости от нормативных сроков продолжительности проектирования и строительства предприятий разработка ТЭО начинается, как правило, за два-три года до начала строительства. Для предприятий с длительным сроком проектирования и строительства, требующих выполнения большого объема изыскательских работ для выбора площадки под их строительство, разработка ТЭО может начинаться за четыре-пять лет, а в исключительных случаях, когда намечается строительство гидравлических и атомных электростанций и особо крупных производственных комплексов и водохозяйственных систем, - за шесть-семь лет до начала их строительства. В случае, если с момента утверждения ТЭО до начала разработки проекта пройдет два-три года, в ТЭО должны быть внесены в случае необходимости соответствующие изменения с последующим согласованием и утверждением их в порядке, установленном для вновь разрабатываемых ТЭО. Отсутствие необходимости внесения изменений в ТЭО в таких случаях должно подтверждаться министерствами, ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик письмом, которое представляется в Госплан СССР и Госстрой СССР.

Стоимость разработки ТЭО определяется в порядке, устанавливаемом Госпланом СССР.

12. Разработка ТЭО осуществляется в пределах лимитов на проектно-изыскательские работы за счет средств капитальных вложений по соответствующей отрасли, а на строительство важнейших народнохозяйственных объектов - за счет бюджетных ассигнований. Если в результате разработки и экспертизы ТЭО будет признано нецелесообразным строительство предприятия, затраты, связанные с разработкой ТЭО, подлежат списанию в установленном порядке.

13. Район или пункт строительства предприятий (при отсутствии данных в схеме) определяются на первом этапе разработки ТЭО и согласовываются министерствами, ведомствами СССР или Советами Министров союзных республик с Госпланом СССР (министерства и ведомства СССР предварительно согласовывают это решение с соответствующим Советом Министров союзной республики).

При выборе района или пункта строительства предприятия выполняется технико-экономическое сравнение возможных вариантов районов (пунктов) размещения предприятия в соответствии с Методическими указаниями о составе, порядке разработки, согласования, утверждения и уточнения схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности и схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам, утвержденными постановлением Госплана СССР от 31 декабря 1981 г. N 290.

14. Выбор площадки (трассы) для строительства производится в районе или пункте, определенном схемой или ТЭО (при отсутствии решения в схеме), с соблюдением земельного, водного, лесного и другого законодательства, связанного с охраной окружающей среды, с учетом проектов районной планировки городов (поселков) страны, общесоюзных и региональных схем развития соответствующих коммуникаций и сетей, железных и автомобильных дорог и газопроводов, энергосистем, сетей связи и на основе материалов комплексных инженерных изысканий, выполняемых для этих целей. При этом проводится всестороннее изучение условий строительства на всех возможных или рекомендуемых площадках (трассах).

По поручению заказчика проектная организация - генеральный проектировщик (разработчик ТЭО) направляет на согласование материалы намечаемых решений, связанные с выбором площадки (трассы) для строительства, организациям и органам государственного надзора, представители которых должны принимать участие в выборе площадки (трассы) строительства. Указанные материалы рассматриваются (с оформлением необходимого заключения) организациями и органами государственного надзора не более чем в месячный срок со дня их представления, а в случае разногласий передаются на совместное рассмотрение заинтересованным министерствам, ведомствам и соответствующим союзным или республиканским органам государственного надзора, которые должны в 2-недельный срок принять решение.

Решения, согласованные в указанном порядке, являются неизменными на весь период проектирования.

Замечания и предложения согласовывающих организаций должны быть учтены в ТЭО до представления их в экспертные органы министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик, а также в Госплан СССР и Госстрой СССР.

15. Расчетная стоимость строительства в ТЭО определяется по предприятию в целом, в том числе по объектам производственного назначения, жилищно-гражданского назначения, в случае необходимости - по объектам базы строительной индустрии, городского наземного пассажирского транспорта, дорогам, путепроводам и другим инженерным сооружениям. Расчеты стоимости строительства к ТЭО по каждому виду объектов и на каждую очередь строительства (если строительство предприятия намечается вести по очередям) составляются по форме сводного сметного расчета стоимости строительства на основе объектных расчетов стоимости отдельных зданий и сооружений и локальных расчетов стоимости отдельных работ и затрат. Все расчеты стоимости по очередям и видам объектов объединяются в сводный расчет стоимости строительства к ТЭО на полное развитие предприятия.

Объектные и локальные расчеты стоимости строительства составляются по формам, разработанным для объектных и локальных смет на основе укрупненных показателей стоимости строительства (УПСС), укрупненных сметных нормативов и стоимостных показателей прогрессивных проектов - аналогов.

В расчетах стоимости строительства к ТЭО отдельными строками предусматриваются определяемые в порядке, устанавливаемом Госстроем СССР и Госпланом СССР:

резерв средств на непредвиденные работы и затраты;

средства, учитывающие изменения ценообразующих факторов, происходящие в связи с научно-техническим и социальным прогрессом, а также проведением мероприятий по охране окружающей среды.

В случае необходимости уточнение порядка определения расчетной стоимости строительства в ТЭО производится Госстроем СССР по согласованию с Госпланом СССР.

16. Принимаемые в ТЭО решения по строительству предприятий согласовываются заказчиком (с привлечением проектной организации генерального проектировщика) с заинтересованными организациями в части производственной и хозяйственной кооперации, размещения предприятия в составе промузла, транспортных связей, обеспечения рабочими кадрами, сырьем и топливом, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации, средств связи, состава и способов очистки вредных выбросов в атмосферу и водоемы, а также применения основных строительных материалов и конструкций и организации строительства.

В случае наличия разногласий они рассматриваются соответствующими министерствами и ведомствами, а по разногласиям между министерствами и ведомствами - окончательное решение принимают Госплан СССР и Госстрой СССР.

17. Расчетная стоимость строительства к ТЭО согласовывается заказчиком с генеральной подрядной строительной организацией.

18. ТЭО, разработанные в соответствии с нормами, правилами, инструкциями и указаниями (что должно быть удостоверено генеральным проектировщиком - разработчиком ТЭО соответствующей записью в ТЭО), дополнительному согласованию с органами государственного надзора и заинтересованными организациями не подлежат.

19. ТЭО оформляются в виде пояснительной записки с приложениями, содержащими необходимые материалы в соответствии с настоящими Указаниями.

20. Разработанные ТЭО рассматриваются:

по особо крупным и сложным предприятиям и сооружениям - в Госплане СССР (Государственной экспертной комиссией и соответствующими отделами с участием Главгосэкспертизы Госстроя СССР) по представлению министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик при наличии заключений их органов экспертизы;

по крупным и сложным предприятиям и сооружениям - в Госстрое СССР (Главгосэкспертизой) и Госплане СССР (соответствующими отделами) по вопросам, входящим в компетенцию этих комитетов, по представлению министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик при наличии заключения их органов экспертизы;

по другим объектам при расчетной стоимости строительства:

4 млн.рублей и выше - министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик (с проведением экспертизы);

менее 4 млн.рублей - в порядке, устанавливаемом министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик.

Порядок отнесения предприятий и сооружений к особо крупным и сложным, а также к крупным и сложным устанавливается Госпланом СССР и Госстроем СССР.