Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


от 22 апреля 1994 г. N 355
г.Москва


О концепции государственной политики по отношению к казачеству

В целях реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов", Указов Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. N 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества", от 15 марта 1993 г. N 341 "О реформировании военных структур пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества" Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :

1. Одобрить Основные положения концепции государственной политики по отношению к казачеству (прилагаются).

2. Министерству Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике:

доработать в соответствии с прилагаемыми Основными положениями Комплексную государственную программу поэтапного экономического и культурного возрождения казачества и до 1 июня 1994 г. представить ее для утверждения в Правительство Российской Федерации;

до 1 июня 1994 г. подготовить для внесения в установленном порядке на рассмотрение Государственной Думы проект закона Российской Федерации о казачестве;

до 1 июня 1994 г. подготовить проект постановления Правительства Российской Федерации об оказании государственной помощи казакам, расселяющимся в приграничных районах, и в отношении предоставления льгот этой категории лиц подготовить предложения по разработке соответствующих законодательных актов для внесения их на рассмотрение Государственной Думы и Правительства Российской Федерации;

совместно с Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству до 1 июля 1994 г. подготовить проект положения о порядке предоставления земельных участков казачьим обществам;

организовать практическую работу по реализации решений о государственной поддержке казачества;

организовать и обеспечить ведение с 1 июля 1994 г. государственного регистра казачьих обществ на территории Российской Федерации;

организовать оказание необходимой помощи и содействия представителям казачества в организации и проведении не позднее 1 октября 1994 г. Всероссийского ( объединительного ) казачьего круга.

3. Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и Министерству Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике проработать и представить до 1 июня 1994 г. в Правительство Российской Федерации предложения по урегулированию отношений Российской Федерации с государствами участниками Содружества Независимых Государств и другими государствами - бывшими республиками СССР по вопросам казачества.

4. Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации и Федеральной пограничной службе - Главному командованию Пограничных войск Российской Федерации до 1 июля 1994 г. разработать и утвердить нормативные акты, регламентирующие прохождение представителями казачества службы в Вооруженных Силах, в пограничных и иных войсках Российской Федерации, их участие в охране государственной границы и общественного порядка.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Шахрая С.М.

     Председатель Правительства
     Российской Федерации                           В.Черномырдин
     __________________________


ОДОБРЕНЫ
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1994 г. N 355


ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

концепции государственной политики
по отношению к казачеству

Движение за возрождение российского казачества, подвергшегося репрессиям в годы советской власти, приобрело широкий размах в 80-е годы. С принятием Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" и ряда указов Президента Российской Федерации по реализации данного Закона движение приняло организованный характер и переросло рамки общественного движения. Однако отсутствие механизма реализации указанных законодательных актов и ясно сформулированной государственной политики по отношению к казачеству не позволяло придать движению за возрождение казачества целенаправленный, конструктивный характер. Раздробленность казачьих общественных объединений и их различный подход к проблеме возрождения казачества затрудняли эту работу.

Вместе с тем требовалось время для осознания роли казачества и его места в государственной системе Российской Федерации в новых исторических условиях.

        1. Возрождение государственной службы казачества

Казачество большую часть своей истории было связано с государственной службой, и именно в период своей государственной службы казачество приобрело те черты, которые характеризуют его как специфическую часть российского народа. Сочетание службы государству и специфического военно-земледельческого уклада жизни явилось предпосылкой становления традиционных форм государственной службы казачества, доказавшей свою высокую эффективность на протяжении нескольких столетий.

Возрождение традиционной для России государственной службы казачества является одним из элементов становления новой российской государственности, укрепления ее безопасности.

Государственная служба казачества не является единственной проблемой возрождения казачества. Но Правительство исходит из того, что культура, традиции, обычаи казачества складывались под воздействием государственной службы и особого уклада жизни. Поэтому без восстановления традиционного государственного статуса казачества невозможно возрождение казачества в целом.

Признание государством необходимости возрождения государственной службы казачества является основанием для различных форм государственной поддержки казачества, предоставления гарантий, финансовых, материальных и иных льгот, развития казачьего самоуправления и использования элементов государственного управления в отношении казачьих территориальных объединений.

        2. Виды и формы государственной службы казачества

Учитывая исторические традиции и современные потребности государства, Правительство считает, что на первом этапе возрождения казачества с учетом мобилизационных и экономических возможностей целесообразно определить следующие виды государственной службы казачества:

служба в Вооруженных Силах Российской Федерации;

служба по охране государственной границы;

таможенная служба;

служба в оперативных частях Внутренних войск МВД России;

служба по охране общественного порядка;

охранная служба по сопровождению грузов и объектов государственного и важного народно-хозяйственного значения;

егерская и иная природоохранная служба.

В дальнейшем, при наличии соответствующих возможностей и потребностей государства, получат развитие и иные традиционные для казачества виды государственной службы.

Формы несения службы в государственных военных формированиях могут быть следующие:

прохождение военной службы в воинских частях, формируемых из членов казачьих общин;

служба в профессиональном резерве;

пребывание в запасе.

Особенности формирования казачьих частей, в которых периодически проходит службу все взрослое мужское население в призывном возрасте, позволяют значительно расширить призывной контингент и во многом решить проблему комплектования частей.

Служба в составе кадровых частей, периодически призываемых из резерва, а также постоянная служба в составе частей, находящихся в резерве, позволит в достаточно короткий срок создать условия для перехода к профессиональной военной службе.

Совместное проживание и труд казаков, систематическая совместная вневойсковая подготовка в составе резервных подразделений, формирование естественного станичного (хуторского) товарищества позволят в значительной мере избавиться от существующих недостатков армейской службы.

    3. Сочетание государственного управления и самоуправления

Управление казачьими частями, находящимися на действительной службе в составе министерств и ведомств Российской Федерации, осуществляется по линии соответствующих федеральных министерств и ведомств и через создаваемые в них специальные структурные подразделения.

Взаимодействие государства с казачьими территориальными объединениями осуществляется органом государственного управления через наказных атаманов, назначаемых в установленном законодательством порядке. При разработке проекта соответствующего законодательного акта рекомендуется рассмотреть примерную схему взаимодействия государства с казачьими территориальными объединениями (прилагается).

Казачье самоуправление осуществляется в форме атаманского правления в хуторах и станицах. При этом выборный атаман и создаваемые им органы руководят делами казачьей общины, не подменяя органов местного самоуправления и не затрагивая права неказачьего населения.

В хуторах и станицах, где казачество составляет большинство населения, в соответствии с действующим законодательством возможно совмещение органов местного самоуправления и атаманского правления, поскольку население правомочно самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

Для более полного сочетания государственного управления и казачьего самоуправления и повышения оперативности управления в промежуточных звеньях (округа, отделы) возможна выборность атаманов, их назначаемость либо сочетание выборности и назначаемости (избрание атамана на казачьем круге с последующим утверждением его Президентом Российской Федерации).

Таким образом достигается триединство государственного управления, атаманского казачьего самоуправления и общегражданского местного самоуправления.

            4. Территориальные объединения казачества

В интересах государственной службы и обеспечения интересов казачества необходимо восстановление традиционных казачьих территориальных объединений - "войско", округ, отдел. Их основная задача - обеспечение мобилизационной работы, вневойсковой подготовки, взаимодействия с органами государственной власти,организация хозяйственной деятельности казачьих общин, защита прав казачества. При этом территориальные объединения казачества не являются административно-территориальными образованиями, не подменяют органов государственной власти и местного самоуправления.

При образовании территориальных объединений необходимо также учитывать конфигурацию существующих военных округов, что позволит создать наиболее эффективную и жизнеспособную систему управления, организовать взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и военными округами.

Переход казачества от общественных объединений к государственной службе требует полного государственного учета мобилизационных и экономических возможностей казачьих объединений. Вместо регистрации Минюстом России аморфных казачьих объединений в качестве общественных организаций необходимо ввести государственную регистрацию территориальных объединений казачества (ведение специального государственного регистра).

Правительство Российской Федерации исходит также из того, что казачество исторически имеет многонациональные корни. В составе казачьих войск проходили службу представители более 40 национальностей. Сбалансированная политика, опирающаяся на лучшие традиции казачества, привлечение к государственной службе представителей казачества из лиц различных национальностей могут стать важным фактором межэтнической стабильности в различных регионах России.

   5. Отношения члена казачьей общины с государством и общиной

Первичное территориальное объединение казаков (казачья община) обеспечивает подготовку каждого члена общины к несению службы, подготовку, своевременное и качественное отправление им обязанностей государственной службы. В свою очередь, член казачьей общины ответственен как перед государством, так и перед общиной, в которую он входит.

Таким образом, для того, чтобы иметь права и нести обязанности, вытекающие из конкретного вида государственной службы казачества, гражданин должен быть членом казачьей общины.

Отношения с государством казак оформляет уже будучи членом казачьей общины при призыве первый раз на воинскую службу или вступлении в должность по иному виду государственной службы путем подписания контракта и принятия специальной присяги.           

     

6. Особенности казачьего землепользования

Для восстановления традиционного уклада жизни казачества, обеспечивающего сочетание государственной службы с решением вопросов жизнеобеспечения казачьих общин, необходимо создание условий для восстановления традиционного казачьего общинного землепользования с учетом новых исторических условий.

С этой целью в местах традиционного проживания казачества, а также в местах размещения новых казачьих поселений часть земель должна быть выведена в фонд государственного земельного резерва, не подлежащего приватизации или продаже в частную собственность. Из этого фонда казачьи общины наделяются землей, включая общинный резерв для населения новых казачьих общин. Член казачьей общины наделяется государственной землей, передаваемой ему в пожизненное наследуемое владение и пользование, в зависимости от исполнения им и его наследниками государственной службы.

Общинное землепользование казачества определяется спецификой государственной службы казаков, при которой часть казаков периодически призывается на государственную службу с отрывом от места постоянного проживания и на общину возлагается обязанность обрабатывать землю занятых на государственной службе казаков. Кроме того, община может брать на себя обязательства по частичному обеспечению продовольствием воинских частей, формируемых из членов данной казачьей общины.

       7. Отношение к общественным объединениям казачества

Настоящая концепция не означает огосударствления казачества. Правительство сознает, что наряду с государственными структурами могут и будут существовать общественные объединения казачества. Их статус, а соответственно и взаимоотношения с государством будут определяться законодательством об общественных объединениях.

В период перехода к традиционной государственной службе казачества его общественные объединения призваны сыграть значительную роль. В связи с этим Правительство считает необходимым содействовать проведению Всероссийского круга казаков, призванного объединить все казачьи общественные объединения и рекомендовать для представления Президенту Российской Федерации кандидатуру Верховного атамана казачества России.

                        _______________


ПРИЛОЖЕНИЕ
к Основным положениям концепции государственной политики по отношению к казачеству


ПРИМЕРНАЯ СХЕМА

взаимодействия государства с казачьими территориальными объединениями

1. При Правительстве Российской Федерации образуется Главное управление (комитет) по делам казачества в качестве федерального органа государственного управления.

Главное управление (комитет) возглавляет по должности Верховный атаман казачества России.

2. Верховный атаман казачества России назначается указом Президента Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Кандидатуру Верховного атамана рекомендует Всероссийский круг казаков.

В случае несогласия Президента с кандидатурой Верховного атамана он предлагает кругу выдвинуть другую кандидатуру. Если согласие не достигнуто и после повторного выдвижения, то Президент вправе назначить исполняющего обязанности Верховного атамана сроком на 1 год.

3. При Президенте Российской Федерации образуется Совет атаманов в качестве совещательного (консультативного) органа.

4. Войсковые атаманы назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Верховного атамана после рассмотрения кандидатур на войсковом казачьем круге.

Атаманы округов и территориальных отделов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Верховного атамана после рассмотрения кандидатур на соответствующем казачьем круге.

По рекомендации казачьего круга атаманами территориальных отделов могут назначаться главы (заместители глав) администраций соответствующих административно-территориальных образований.

Атаманы казачьих общин станиц (хуторов) избираются на станичном (хуторском) казачьем круге.

5. Территориальные казачьи объединения ("войско", округ, отдел) подлежат внесению в государственный регистр казачьих обществ с указанием входящих в них станичных и хуторских казачьих общин.

6. Территориальные объединения казачества не являются административно-территориальными единицами и не подменяют органы государственной власти.

                         _______________

Текст документа сверен по:

официальный электронный

текст НТЦ "Система"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»