ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО
от 1 марта 1995 года N 01-13/2959
О наложении таможенными органами взысканий
в виде конфискации
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
приказа ГТК России от 18 декабря 2000 года N 1174
____________________________________________________________________
В обращениях ряда таможенных органов, в том числе в отчетной информации о правовой деятельности, ставится вопрос о правомерности применения таможенными органами конфискации как вида взыскания по делам о нарушении таможенных правил после вступления в силу Конституции Российской Федерации, статья 35 которой предусматривает, что "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда".
В этой связи разъясняю:
1. Нормы Конституции Российской Федерации следует применять в их совокупности, а не разрозненно. Так, например, наряду со статьей 35 к затронутой теме имеет отношение статья 55 (часть 3) и ряд других положений Конституции Российской Федерации.
2. В соответствии с Приказом ГТК России от 21.01.94 N 24 Правовое управление предприняло ряд мер по более четкому законодательному разъяснению положений Конституции Российской Федерации в части конфискации имущества.
3. На основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральным Собранием Российской Федерации принят и введен в действие с 1 января 1995 г. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), статья 243 (пункт 2) которого предусматривает, что конфискация может быть произведена и в административном порядке в случаях, предусмотренных законом. Таможенный кодекс Российской Федерации является одним из таких законов, а наложение взыскания таможенным органом в виде конфискации за нарушение таможенных правил производится в административном порядке.
4. Статью 243 Гражданского кодекса Российской Федерации в части конфискации имущества следует рассматривать не как устанавливающую новые правила, не предусмотренные Конституцией Российской Федерации (в этом случае правило вступило бы в силу с 1 января 1995 года), а как разъяснение действующих конституционных норм о конфискации в их совокупности.
5. Таким образом, нормы Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающие возможность применения таможенными органами конфискации имущества по делам о нарушении таможенных правил, полностью соответствовали и соответствуют Конституции Российской Федерации, что подтверждено федеральным законом, принятым после вступления в силу Конституции Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации противоположный вывод, имеющий юридическое значение, может сделать только Конституционный Суд Российской Федерации. Иные суды любого уровня такое решение принимать не вправе.
6. При применении конфискации как меры воздействия следует по-прежнему руководствоваться положениями Таможенного кодекса Российской Федерации.
Настоящее разъяснение прошу довести до сведения всех сотрудников, могущих быть причастными к решению затронутых вопросов, а также активно использовать в работе с судами и органами прокуратуры.
Начальник Правового управления
В.А.Галдин
Текст документа сверен по:
официальная рассылка