УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
N 291 от 22.03.95 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы
1. Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы (далее именуется - мониторинг) представляет собой государственную систему непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере для своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней изменений, предупреждения негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов социальной напряженности, а также для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере.
Мониторинг является одним из инструментов разработки государственной социальной политики.
2. Мониторинг проводится Министерством труда Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, Федеральной службой занятости России, Федеральной миграционной службой России и другими федеральными органами исполнительной власти, а также заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Основные задачи мониторинга:
непрерывное наблюдение за состоянием социально-трудовой сферы и получение оперативной информации о ней;
объединение информационных потоков, формируемых различными органами исполнительной власти, участвующими в мониторинге;
своевременное выявление изменений, происходящих в социально-трудовой сфере, и факторов, вызвавших их;
предупреждение негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов напряженности;
осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в социально-трудовой сфере;
оценка эффективности и полноты реализации законов и других нормативных правовых актов по социально-трудовым вопросам.
4. Объектами мониторинга являются специально отобранные (базовые) предприятия, учреждения и другие организации различных форм собственности и отраслей экономики, регионы, а также отобранные по социально-демографическим и профессиональным признакам группы населения.
5. Основные направления мониторинга:
доходы и уровень жизни населения;
рынок рабочей силы, занятость и безработица;
социально-трудовые процессы на предприятиях, в учреждениях и других организациях;
условия и охрана труда;
социально-демографические и миграционные процессы.
6. Информационной базой мониторинга являются:
данные государственной централизованной статистической отчетности и отраслевой статистической отчетности, предоставляемой участникам мониторинга на безвозмездной основе;
данные базовых предприятий, учреждений и других организаций, не учитываемые государственной статистикой и предоставляемые участникам мониторинга на договорной основе;
данные выборочных единовременных обследований предприятий, учреждений, других организаций, регионов, отдельных групп населения, домашних хозяйств;
данные специальных социологических опросов населения.
7. Мониторинг проводится по единой системе показателей и на основе методических рекомендаций, утверждаемых Министерством труда Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
Ведение мониторинга осуществляется с учетом изменений, происходящих в социально-трудовой сфере. С этой целью проводится работа по пересмотру и единой системы показателей, совершенствованию методов и направлений исследований, уточнению выборки объектов мониторинга.
8. Сбор и первичная обработка информации в ходе ведения мониторинга осуществляются территориальными органами государственной статистики, министерств и ведомств, участвующих в мониторинге, соответствующими службами заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Информация и полученные на основе ее анализа результаты поступают в банк данных автоматизированной информационной системе Государственного комитета Российской Федерации по статистике и в Министерство труда Российской Федерации.
9. Обобщение данных мониторинга, их анализ и подготовка предложений по решению социально-трудовых проблем осуществляются Министерством труда Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике с привлечением научных организаций, подведомственных органам исполнительной власти, которые участвуют в мониторинге, соответствующих научно-исследовательских институтов Российской академии наук и научных центров при Правительстве Российской Федерации.
10. По результатам мониторинга готовятся ежеквартальные и ежегодные доклады, которые представляются Правительству Российской Федерации.