ИНСТРУКЦИЯ
ГОСКОМИЗОБРЕТЕНИЙ О ПОРЯДКЕ РАБОТЫ
ПО ПРОДАЖЕ ЛИЦЕНЗИЙ И ОКАЗАНИЮ УСЛУГ
ТИПА ИНЖИНИРИНГ

Утверждена приказом Государственного
комитета СССР по делам изобретений и
открытий

от 26 января 1979 г. N 11

Продажа за границу лицензий и оказание услуг типа инжиниринг (в дальнейшем -инжиниринг) способствует расширению, укреплению и повышению эффективности внешних экономических связей СССР с зарубежными странами, является источником получения иностранной валюты, значительная часть которой поступает в распоряжение организаций, предприятий, учреждений, разработчиков (далее организаций), а также повышает экономическую эффективность использования изобретений и других результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ.

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция разработана в целях улучшения организации работ по продаже за границу лицензий и инжиниринга, разграничения обязанностей между министерствами и ведомствами СССР в этой области и установления единого порядка подготовки и оформления соответствующих материалов.

1.2. В настоящей Инструкции под лицензией понимается предоставление юридическими лицами СССР в установленном порядке и на определенных условиях принадлежащих им прав на использование изобретений, промышленных образцов и товарных знаков, защищенных охранными документами в СССР и за границей, и/или ноу-хау иностранным юридическим лицам или гражданам.

1.3. Под ноу-хау понимаются не являющиеся общеизвестными и практически применимые в производственной и хозяйственной деятельности:

различного рода технические знания и опыт, не имеющие правовой охраны за рубежом, включая методы, способы и навыки, необходимые для проведения проектирования, расчетов, строительства и изготовления каких-либо объектов или изделий, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, пусконаладочных и т.п. работ; разработки и использования технологических процессов; составы и рецепты материалов, веществ, сплавов и т.п., методы и способы лечения, поиска и добычи полезных ископаемых;

знания и опыт административного, экономического, финансового или иного порядка.

1.4. Инжиниринг предусматривает осуществление по контракту с иностранным заказчиком ряда работ и оказание услуг, включая:

составление технических заданий;

проведение предпроектных работ;

проведение научно-исследовательских работ;

составление проектных предложений и технико-экономических обоснований строительства промышленных и других объектов;

проведение инженерно-изыскательских работ для строительства объектов;

разработку технических (технорабочих) проектов и рабочих чертежей строительства новых и реконструкции действующих промышленных и других объектов;

разработку предложений по внутризаводской и внутрицеховой планировке, межоперационным связям и переходам;

проектирование и конструкторскую проработку машин, оборудования, установок, проборов, изделий;

разработку составов материалов, сплавов, других веществ и проведение их испытаний;

разработку технологических процессов, приемов и способов;

консультации и авторский надзор при шеф-монтаже, пуско-наладочных работах и эксплуатации оборудования и объектов в целом;

консультации экономического, финансового или иного порядка.

1.5. Юридическими лицами, правомочными предоставлять лицензии и инжиниринг, являются советские организации, имеющие право осуществлять внешнеторговые операции (далее - внешнеторговые организации).

1.6. Предоставление лицензии или инжиниринга оформляется договорами - лицензионным соглашением или контрактом на проведение инжиниринга.

Такие соглашения или контракты могут являться составными частями более общих внешнеторговых договоров. В таких случаях они оформляются, как правило, отдельными дополнениями, приложениями или протоколами к основному договору.

1.7. Лицензии и инжиниринг могут быть предоставлены на условиях денежного или товарного возмещения их стоимости, кредита или на других условиях.

В тех случаях, когда по коммерческим соображениям невозможно выделить во внешнеторговом договоре стоимость лицензии или инжиниринга, она указывается в актовой заметке, составляемой внешнеторговой организацией по согласованию с генеральным поставщиком (проектировщиком) после заключения договора.

1.8. В соответствии с лицензионным соглашением или контрактом технико-экономическая информация, необходимая для обеспечения возможности использования покупателем объекта продажи, может быть передана в виде:

описаний изобретений и промышленных образцов, имеющих защиту в СССР и за границей, а также не имеющих такой защиты (не патентовавшихся или утративших ее);

методик, формул, принципиальных и монтажных схем, расчетов, планов, эскизов, проектов, инструкций, отчетов, спецификаций рецептов, описаний, а также программ, алгоритмов и другого математического обеспечения ЭВМ;

данных об организации работ: требований, предъявляемых к зданиям, внутрицеховой и внутризаводской планировке, технологическим связям, этапам производства и межоперацинным переходам, методам технического контроля и т.д.;

экономических и технико-экономических сведений, позволяющих уменьшить издержки производства, снизить себестоимость продукции и трудовые затраты, сократить потребность в профилактическом осмотре и ремонте, затраты электроэнергии и сырья, повысить культуру производства, улучшить технику безопасности;

образцов машин, установок, оборудования, приборов, устройств или их элементов и узлов: веществ, материалов, препаратов, штампов-продуцентов, продуктов синтеза и т.д.;

консультаций и обучения специалистов и рабочих покупателя.

2. Порядок отбора объектов лицензий и инжиниринга
и основные требования к ним

2.1. Организации систематически проводят отбор объектов для продажи лицензий и инжиниринга (далее - объектов) на всех стадиях планирования и проведения НИР, ПКР, ОКР, а также промышленного освоения разработок с учетом требований, предусмотренных настоящей Инструкцией.

2.2. Объекты должны обладать существенными технико-экономическими преимуществами в сравнении с лучшими отечественными и зарубежными достижениями. Эти преимущества служат для обоснования целесообразности продажи и коммерческой стоимости.

2.3. Объекты должны обладать патентной чистотой.

Патентная чистота объекта (в том числе и продукции, выпускаемой с его использованием) обеспечивается в отношении СССР, стран, развитых в соответствующей области, и стран, в которые намечается осуществить продажу лицензии.

При проверке объектов на патентную чистоту следует руководствоваться "Указаниями о мерах по обеспечению технического уровня, патентоспособности и патентной чистоты машин, приборов, оборудования, материалов и технологических процессов", утверждаемыми Государственным комитетом СССР по делам изобретений и открытий (далее -Госкомизобретений).

2.4. Лицензии, в состав которых входит предоставление прав, основанных на патентах и других охранных документах, полученных отечественными заявителями в зарубежных странах, представляют наибольший интерес для иностранных фирм, так как они, кроме необходимых технико-экономических сведений, получают возможность более выгодного использования рынка (в рамках лицензионного соглашения или контракта).

При подготовке материалов для патентования и регистрации следует руководствоваться "Указаниями о порядке патентования советских изобретений за границей", "Указаниями о порядке патентования советских промышленных образцов за границей", "Указаниями о порядке регистрации советских товарных знаков за границей", утвержденными Госкомизобретений.

2.5. Объекты лицензий должны быть освоены в отечественной промышленности до стадии, позволяющей гарантировать лицензиату достижение определенных технико-экономических показателей и обеспечивающей демонстрацию объекта покупателю.

2.6. В тех случаях, когда объекты по различным причинам не осваиваются отечественной промышленностью, следует рассматривать возможность их конструктивной, технологической и производственной доработки на лицензионной основе путем кооперации с иностранными фирмами и совместной реализации полученных результатов.

2.7. При продаже лицензий и инжиниринга следует рассматривать возможность экспорта отдельных видов продукции (машин, оборудования, материалов, оснастки и т.д.), а также оказания различной технической помощи, необходимой покупателю для их освоения.

2.8. При поставках для экспорта продукции, в частности технологического и особенно комплектного оборудования, а также при строительстве промышленных и других объектов за рубежом при техническом содействии СССР и осуществлении научно-технического сотрудничества, следует рассматривать возможность продажи лицензий и инжиниринга.

3. Подготовка предложения для продажи лицензий
и инжиниринга

3.1. После того как организация выявит объект для продажи лицензий или инжиниринга, она вносит свои предложения в Совет Министров союзной республики, соответствующее министерство или ведомство СССР.

К предложению должны быть приложены:

1. Лицензионный паспорт в 2-х экз. (Приложение 1).

2. Выписка из отчета о патентных исследованиях, характеризующая технический уровень, патентоспособность и патентную чистоту объектов в 2-х экз.

3. Технико-экономический расчет эффективности объекта в 2-х экз.

4. Описания изобретений и промышленных образцов, вошедших в объект в 1-м экз.

5. Рекламный проспект с иллюстрациями в 2-х экз.

6. Акт государственных испытаний объекта в 1-м экз.

В том случае, когда в качестве объекта предлагается лекарственное средство, медицинская аппаратура или препарат, то организация дополнительно представляет: приказ Министерства здравоохранения СССР о разрешении внедрения, отчеты о медико-биологическом изучении препаратов в 2-х экз., заключения клинических учреждений об испытаниях препаратов или изделий медицинской техники в 2-х экз.

В случае продажи инжиниринга предоставляются материалы по пп.1-3.

3.2. Лицензионный паспорт является документом, подтверждающим готовность объекта для продажи иностранному покупателю. Утвердив лицензионный паспорт, Совет Министров союзной республики, министерство или ведомство СССР берет на себя обязанности генерального поставщика по данному объекту и предоставляет внешнеторговой организации право заключения соглашения или контракта от ее имени. На основании лицензионного паспорта внешнеторговые организации имеют право выдавать заказ-наряды генеральным поставщикам, а последние обязаны принимать заказ-наряды к исполнению.

3.3. Выписка из отчета о патентных исследованиях характеризует уровень, патентоспособность и патентную чистоту объектов, а также наличие в объекте защищенных изобретений, промышленных образцов и товарных знаков.

3.4. Рекламный проспект является основным материалом, дающим информацию общего характера об объекте.

3.5. В технико-экономическом расчете эффективности объекта производится краткий анализ лучших аналогичных отечественных и иностранных устройств, технологических процессов или материалов, применяющихся на момент составления расчета, с указанием фирм-изготовителей.

Технико-экономический расчет должен отражать экономическую эффективность использования объекта в промышленности. Расчет составляется в виде сравнительных таблиц, калькуляций или последовательного анализа факторов, влияющих на экономическую эффективность (трудоемкости, себестоимости, капительных вложений, используемых производственных площадей, годовой экономии, производительности труда и т.д.). Данные об экономической эффективности приводятся в конкретных цифрах из расчета на единицу продукции или на годовой объем выпуска.

4. Формы разрешения продажи лицензий и
инжиниринга

Продажа за границу лицензий и инжиниринга осуществляется на основе:

государственных планов экономического и социального развития СССР (раздел "Продажа советских лицензий", форма 3-ПНТ);

межправительственных соглашений о строительстве объектов за рубежом при техническом содействии СССР;

постановлений Государственного комитета СССР по науке и технике (далее - ГКНТ).

5. Планирование продажи лицензий

5.1. Порядок подготовки проектов перспективных и годовых планов продажи лицензий за границу определен постановлением Совета Министров от 12 декабря 1968 г.

При подготовке предложений в проекты планов продажи советских лицензий Советы Министров союзных республик, министерства и ведомства СССР руководствуются "Методическими указаниями к разработке государственных планов экономического и социального развития СССР", утверждаемыми постановлениями Госплана СССР.

Раздел "Продажа советских лицензий за границу" является составной частью Государственного плана экономического и социального развития СССР и состоит из 2-х форм: 3-1 ПНТ "Лицензионные темы и валютные поступления от их реализации за границей" и 3-2 ПНТ "Лицензионные темы, разрешаемые к продаже, и задания по обеспечению готовности объекта лицензий", а также таблицы "Задания по поступлению валюты от продажи советских лицензий за границу" (в тысячах инвалютных рублей).

5.2. Советы Министров союзных республик, министерства и ведомства СССР подготавливают и направляют в Госкомизобретений и в копии в ГКНТ, Министерство внешней торговли (далее - МВТ) и/или Государственный комитет СССР по внешним экономическим связям (далее - ГКЭС) свои предложения к годовым и перспективным планам продажи лицензий за границу по вышеуказанным формам.

В форму 3-1 ПНТ включаются уже проданные лицензии либо лицензии, продажа которых будет осуществлена, с указанием категории и объемов валютных поступлений в планируемом периоде по каждой позиции отдельно.

В форму 3-2 ПНТ включаются законченные разработки, требующие выполнения в планируемом периоде мероприятий по подготовке объекта для возможности продажи лицензий, и в первую очередь по освоению его в промышленном производстве.

5.3. После выполнения Советом Министров союзной республики, министерствами или ведомствами СССР мероприятий по обеспечению продажи лицензий, предусмотренных годовым планом, в Госкомизобретений предоставляются в установленные планом сроки лицензионные материалы по каждой теме, включенной в форму 3-2 ПНТ, составленные в соответствии с п. 3.1 настоящей Инструкции.

6. Основные функции Советов Министров союзных
республик, министерств и ведомств СССР по
обеспечению продажи лицензий и инжиниринга

6.1. Советы Министров союзных республик, министерства и ведомства СССР:

6.1.1. Подготавливают и представляют в Госкомизобретений, и в копии в ГКНТ, МВТ и/или ГКЭС, предложения к составлению проектов годовых и перспективных планов продажи советских лицензий, согласованные с министерствами и ведомствами-соисполнителями, в соответствии с устанавливаемыми сроками.

6.1.2. Обеспечивают систематический отбор объектов, разрабатываемых в подведомственных организациях, и в том числе, внедренных в народное хозяйство, и представляют обоснованные предложения о возможности продажи лицензий и инжиниринга в Госкомизобретений с приложением материалов, перечисленных в п. 3.1. настоящей Инструкции.

6.1.3. Проводят в установленном порядке технические переговоры с иностранными фирмами о продаже лицензий и инжиниринга, а также принимают участие в проводимых советскими внешнеторговыми организациями переговорах с иностранными фирмами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»