ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК СССР
от 11 января 1985 года N 29
СТРОЙБАНК СССР
от 11 января 1985 года N 25
ИНСТРУКЦИЯ
О порядке финансирования капитальных вложений и других
затрат с расчетных, текущих и бюджетных счетов
(с учетом дополнения, внесенного письмом Госбанка СССР и Стройбанка СССР
от 15 января 1986 года N 803/9)
1. Госбанк СССР и Стройбанк СССР финансируют с расчетных, текущих и бюджетных счетов действующих государственных объединений, предприятий и хозяйственных организаций, межхозяйственных и кооперативных предприятий и организаций, общественных организаций, а также организаций и учреждений, состоящих на бюджете*, ограниченные по объему затраты на строительство, расширение и реконструкцию зданий и сооружений и приобретение некоторых видов оборудования и инвентаря, осуществляемые по государственному плану и в разрешенных Правительством СССР случаях сверх установленных лимитов капитальных вложений за счет нецентрализованных источников. По предприятиям и организациям, основная деятельность и капитальные вложения которых обслуживаются одним банком (Стройбанком СССР или Госбанком СССР), финансирование указанных затрат производится с расчетных, текущих и бюджетных счетов только в случаях, если им не открыты в этом банке счета по финансированию капитальных вложений.
________________
* В дальнейшем для краткости изложения государственные объединения, предприятия, хозяйственных организации, межхозяйственные и кооперативные предприятия и организации и общественные организации будут именоваться "предприятия и организации", а организации и учреждения, состоящие на бюджете, - "учреждения".
В порядке, изложенном в настоящей инструкции, Госбанком СССР финансируются также затраты учреждений, которые при планировании учитываются не в лимитах капитальных вложений, а отдельно - в составе расходов бюджета по ст.ст.12 и 14 бюджетной классификации.
2. С расчетных, текущих и бюджетных счетов предприятий, организаций и учреждений, которым не открыты счета по финансированию, финансируются капитальные вложения на строительство, расширение и реконструкцию зданий и сооружений, на проведение ими работ по приспособлению помещений, если общая сумма затрат (включая стоимость оборудования, как требующего, так и не требующего монтажа, входящего в сметы на строительство) по всем объектам каждого предприятия, организации и учреждения не превышает 20 тыс.руб. в год*.
________________
* С расчетных счетов предприятий и организаций потребительской кооперации эти затраты финансируются, если они не превышают 5 тыс.руб. в год.
3. С бюджетных и текущих счетов финансируются работы по внешнему благоустройству городов, рабочих и курортных поселков, сельских районных центров, по телефонизации и радиофикации в сельских местностях и районных центрах, осуществляемые за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджетах союзных республик и, соответственно, в сметах учреждений, если общая сумма затрат по каждому объекту не превышает по смете 5 тыс.руб.
4. С расчетных, текущих и бюджетных счетов предприятий и организаций независимо от годового размера затрат финансируются капитальные вложения на приобретение:
а) предприятиями и организациями:
- хозяйственного инвентаря, инструмента, пишущих и счетных машин, гужевого транспорта и противопожарного оборудования, средств механизации управленческого труда работников для предприятий и организаций, а также такелажа и специального инвентаря для судов, портов, пристаней и путевого хозяйства речного и морского флотов;
- специального оборудования и специального инвентаря для научных, медицинских, физкультурных, культурно-просветительных и детских учреждений, учебных заведений, санаториев, домов отдыха, туристско-оздоровительных учреждений, проектных и изыскательских организаций, организаций Госкомитета СССР по гидрометеорологии и контролю природный среды и зрелищных предприятий, а также экспонатов для музеев и выставок, животных для зообаз и зоопарков;
- торговых автоматов, холодильного, теплового, механического и другого оборудования (включая монтаж) и инвентаря для предприятий торговли и общественного питания и для колхозных рынков;
б) организациями ДОСААФ - автомашин, мотоциклов и другой техники, используемых в учебных и спортивных целях, а также добровольными обществами автолюбителей - легковых автомобилей и мотоциклов для учебных целей;
в) профсоюзными организациями и подведомственными им предприятиями и учреждениями - автотранспортных средств;
г) управлениями спортивных лотерей - специального оборудования, инвентаря, киосков и автомобилей для организаций, проводящих лотереи "Спринт" и "Спортлото".
5. С бюджетных счетов учреждений союзного и республиканского (союзных республик) подчинения и текущих счетов учреждений республиканского (АССР) и местного подчинения финансируются затраты на приобретение оборудования, инвентаря и обмундирования за счет средств, выделенных по ст.ст.12 и 14 бюджетной классификации расходов.
6. Министерства, ведомства СССР, союзных и автономных республик, а также отделы (управления) исполкомов Советов народных депутатов после утверждения Государственного плана экономического и социального развития СССР и Государственного бюджета СССР на соответствующий год представляют соответственно в Министерство финансов СССР, министерства финансов союзных и автономных республик и в местные финансовые органы по принадлежности планы распределения между Стройбанком СССР и Госбанком СССР утвержденных сумм государственных капитальных вложений, подлежащих финансированию в соответствии с Правилами финансирования строительства и с настоящей инструкций, по форме приложения N 1*. Копии этих планов представляются Госбанку СССР и Стройбанку СССР и соответственно их конторам на местах. При этом в расходном расписании - плане финансирования капитальных вложений по форме N 12, направляемом в Стройбанк СССР и его конторы, лимит капитальных вложений и источники финансирования должны быть уменьшены на сумму, предназначенную для финансирования в Госбанке СССР и его учреждениях с расчетных, текущих и бюджетных счетов.
________________
* Приложения в "Законодательстве о капитальном строительстве" не публикуются. - Примечание "КОДЕКС".
7**.
8**.
________________
* Пункты 7 и 8 утратили силу согласно приказу Стройбанка СССР от 31 декабря 1986 г. N 423.
По требованию учреждений банков предприятия, организации и учреждения обязаны представить документы, подтверждающие правильность включения в справки отдельных видов капитальных вложений и источников их финансирования.
Ответственность за соблюдение установленных в справках сумм финансирования и целевое направление средств несут руководители и главные бухгалтеры предприятий, организаций и учреждений.
9. Открытие финансирования капитальных вложений оформляется разрешительной надписью руководителя (или его заместителя) учреждения банка с визой кредитного работника на справках по формам приложений N 2 и 3*.
________________
* Приложения в "Законодательстве о капитальном строительстве" не приводятся. - Примечание "КОДЕКС".
10. Финансирование капитальных вложений предприятий, организаций и учреждений производится:
а) с расчетных и текущих счетов, когда источниками финансирования капитальных вложений являются собственные средства;
б) с бюджетных и отдельных текущих счетов, когда источниками финансирования капитальных вложений являются бюджетные ассигнования и собственные средства;
в) с бюджетных и текущих счетов учреждений, когда источником финансирования являются бюджетные ассигнования.
11. Финансирование капитальных вложений с расчетных и текущих счетов предприятий и организаций производится в пределах сумм, установленных на соответствующий квартал в справках по формам приложений N 2 и 3*.
________________
* Приложения в "Законодательстве о капитальном строительстве" не публикуются. - Примечание "КОДЕКС".
Оплата расчетных документов за счет собственных средств сверх квартального, но в пределах годового плана, производится с разрешения руководителя учреждения банка при условии подтверждения досрочного накопления этих средств бухгалтерской справкой предприятия, организации.
12. Финансирование капитальных вложений с бюджетных и отдельных текущих счетов предприятий и организаций осуществляется:
а) за счет собственных средств - по мере их фактического перечисления на эти счета, но в пределах годового плана.
Перечисление собственных средств на бюджетные и отдельные текущие счета производится по поручениям предприятий и организаций ежемесячно не позднее 28 числа в размере не менее одной трети сумм, предусмотренных на квартал в справках по формам приложений N 2 и 3*. При недостаточности средств на расчетном (текущем) счете платежные поручения принимаются в картотеку N 2 и оплачиваются при поступлении средств по второй группе очередности платежей. О суммах собственных средств, перечисленных на бюджетные и отдельные текущие счета, квартала учреждения банков проверяют соответствие поступления собственных средств суммам, указанным в справках. В случаях недовзноса собственных средств учреждения банков сообщают 5 апреля, 5 июля, 5 октября и 20 декабря об этом вышестоящим органам хозяйственного управления, которые выдают учреждениям банков распоряжения на бесспорное взыскание невнесенных сумм;
б) за счет бюджетных ассигнований - в размере открытых в соответствующем квартале кредитов на бюджетные счета и фактически перечисленных бюджетных средств на отдельные текущие счета. Кредиты за счет бюджетных ассигнований по союзному бюджету и республиканским бюджетам союзных республик на финансирование государственных капитальных вложений открываются в установленном порядке на бюджетные счета предприятий и организаций. Для предприятий и организаций местного подчинения на балансовом счете Госбанка N 13 "Средства местных бюджетов" открываются отдельные текущие счета, на которые перечисляются соответствующие суммы ассигнований из местного бюджета. Не использованные в предыдущих кварталах бюджетные ассигнования могут быть использованы в последующих кварталах того же года.
При использовании бюджетных средств, предусмотренных в справках на период с начала года до конца текущего квартала, и собственных средств в фактически накопленных на бюджетных и отдельных текущих счетах размерах, но не выше годового плана, учреждения банков прекращают оплату расчетных документов. Поступающие платежные требования помещаются в картотеку к счету "Расчетные документы, не оплаченные по мотивам финансового контроля". Оплата расчетных документов возобновляется по наступлении нового квартала.
13. Финансирование капитальных вложений и затрат учреждений по ст.ст.12 и 14 бюджетной классификации осуществляется в размере открытых кредитов на бюджетные счета по соответствующим статьям бюджетной классификации и имеющихся средств на текущих счетах*.
________________
* Финансирование затрат учреждений с текущих счетов по специальным средствам производится в порядке, установленном Инструкцией Госбанка СССР "По кассовому исполнению Государственного бюджета СССР". В сборнике не приводится.
14. Учреждения банков принимают к исполнению расчетные документы в пределах указанного в них за подписями лиц, имеющих право распоряжаться счетом, остатка кредитов (средств) без учета сумм представленного расчетного документа. Этот остаток указывается при расчетах:
платежными поручениями - в графе "Назначение платежа";
денежными чеками - на обороте чека, а при отсутствии свободного места - в отдельной справке, прилагаемой к чеку;
платежными требованиями - в отдельной справке, представляемой плательщиком учреждению банка. В случае непредставления указанной справки к сроку платежа платежные требования помещаются в картотеку к счету "Расчетные документы, не оплаченные по мотивам финансового контроля". Оплата этих требований производится после получения от плательщика справки о наличии свободного остатка открытых кредитов (средств).
Контроль за правильностью применения в расчетных документах по капитальным вложениям цен, тарифов и расценок осуществляется плательщиком.
15. Собственные средства предприятий и организаций, предназначенные на финансирование с расчетных, текущих и бюджетных счетов капитальных вложений, предусмотренных Государственным планом экономического и социального развития СССР, и не использованные до конца года, направляются в доход бюджета или на определенные цели в порядке, устанавливаемом ежегодно решениями Правительства СССР.
16. Министерства, ведомства, центральные органы кооперативных и общественных организаций обязаны осуществлять контроль за правильным и экономным расходованием средств на капитальные вложения с расчетных, текущих и бюджетных счетов предприятий, организаций и учреждений.
Вышестоящие организации при проведении ревизий и проверок непосредственно подчиненных им предприятий, организаций и учреждений, а также при анализе полученных от них отчетов должны проверять использование средств по целевому назначению, соблюдение проектно-сметной дисциплины и лимитов капитальных вложений, финансируемых в порядке настоящей инструкции, и принимать соответствующие меры, направленные на правильное и экономное расходование средств.
17. Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Минфин СССР в необходимых случаях проверяют в министерствах, ведомствах, главных управлениях и других органах хозяйственного управления правильность распределения по подведомственным предприятиям, организациям и учреждениям сумм финансирования капитальных вложений, подлежащих осуществлению с расчетных, текущих и бюджетных счетов.
Учреждения банков, краевые, областные, городские финансовые управления (отделы), окружные и районные финансовые отделы в необходимых случаях проверяют соблюдение предприятиями, организациями и учреждениями установленных сумм финансирования капитальных вложений, проектно-сметной дисциплины, а также использование средств по целевому назначению путем обследований и анализа их отчетности.
18. (Не приводится в связи с отменой упомянутого в этом пункте письма Минфина СССР, Госбанка СССР и Стройбанка СССР от 14 июня 1971 г. N 124/1970/143 согласно приказу Госбанка СССР от 22 мая 1987 г. N 93).
С изданием настоящей инструкции утрачивают силу:
Инструкция Госбанка СССР и Стройбанка СССР от 20 октября 1972 г. N 29/25, Инструкция Госбанка СССР и Стройбанка СССР от 19 марта 1974 г. N 2254/59.
Текст документа сверен по:
"Законодательство о капитальном строительстве",
М., Юрид.лит-ра, 1987. ч.3