Недействующий

Инструкция о классификации, порядке расследования, рассмотрении и учета транспортных аварийных случаев на внутренних судоходных путях РСФСР (утратил силу с 30.09.94 на основании приказа Минтранса РФ от 16.08.94 N 69)

IV. Расследование аварийных случаев

15. Расследование аварий и аварийных происшествий на внутренних судоходных путях РСФСР производится органами Главного ревизора по безопасности судоходства Министерства речного флота РСФСР - местными участковыми и бассейновыми судоходными инспекциями.

16. По решению Главного ревизора по безопасности судоходства МРФ судоходными инспекциями расследуются также особые случаи с судами и составами, не подпадающими по классификацию аварий и аварийных происшествий.

Примечание. По представленным владельцами судов материалам участковые судоходные инспекции выносят заключение о причинах и виновных лицах по случаям, происшедшим с судами и составами (в том числе плотовыми) на стоянке и повлекшими убытки свыше 1 тыс. рублей, а также по случаям брака в работе с судами, если при этом убытки от порчи или утраты перевозимого груза составляют более 500 рублей. Протесты по этим заключениям рассматриваются бассейновыми судоходными инспекциями.

17. Случаи взрывов и пожаров на судах МРФ, если они не являются следствием аварий или аварийных происшествий, расследуются местными органами ВОХР МРФ, а на судах, не подведомственных МРФ, - их владельцами.

18. Расследование аварийных случаев проводится на основе Методического пособия, утвержденного Главным ревизором по безопасности судоходства МРФ РСФСР.

19. Задачами расследования аварийных случаев являются:

а) выяснение обстоятельств, причин и последствий аварийного случая;

б) установление степени виновности лиц, допустивших аварийный случай или содействовавших его возникновению;

в) выработка рекомендаций и мер, предупреждающих повторение подобных аварийных случаев;

г) составление мотивированного заключения.

20. По материалам расследования аварийного случая судоходной инспекцией составляется заключение, к которому прикладывается справка об убытках, предъявляемая в бассейновую судоходную инспекцию в 10-дневный срок со дня возникновения аварийного случая за подписью руководства пароходства, бассейнового управления пути, управления канала или другой организации - владельца судна.

Для обеспечения достоверности убытков от аварий и аварийных происшествий специалистами пароходств, управлений пути (каналов) и других организаций в обязательном порядке составляется перечень работ, необходимых для устранения последствий аварийного случая, и приводится расчет их стоимости не позднее 10-суточного срока с момента возникновения аварии или аварийного происшествия.

Указанные должностные лица несут ответственность за достоверность сведений по убыткам и за своевременность их представления в судоходные инспекции.

21. Убытки от аварий и аварийных происшествий делятся на:

а) технические - балансовая стоимость погибшего судна за вычетом амортизации; стоимость ремонта судна, плавсредства, сооружения по устранению повреждений, полученных от аварийного случая; стоимость производства аварийно-спасательных операции с использованием земснарядов и судоподъемных средств;

б) коммерческие - стоимость испорченного груза по установленным ценам; расходы по распаузке и просушке грузов; стоимость утраченного такелажа, сборки аварийной древесины, расходы по ремонту плота; стоимость личных вещей пассажиров и членов команды, утраченных при аварии и аварийном происшествии.

Примечание. Расходы по оказанию помощи аварийному судну проходящими судами в сумму убытков не включаются. 2. При расчетах стоимости слипования учитывается только плановое (по действующим нормам) время нахождения судна на слипе, необходимое для ликвидации последствий аварийного случая.

22. Расследование не должно задерживать ликвидацию последствий аварийного случая и работы по восстановлению движения.

23. Сроки расследования аварий и аварийных происшествий устанавливаются:

а) пассажирским судам - до 5 суток;

б) с другими судами и составами (в том числе плотовыми) - до 10 суток.

Примечание. Время расследования исчисляется с момента извещения об аварийном случае, а если извещение не поступало, - с момента получения акта судоходной инспекцией до вынесения постановления старшего инженера-инспектора по заключению об аварийном случае.

24. При необходимости проведения по аварийным случаям специальной экспертизы, опытных работ или дополнительного выяснения обстоятельств аварийного случая решением начальника бассейновой судоходной инспекции срок расследования может быть продлен дополнительно до 5 суток.

25. В случае непредъявления судоходной инспекции акта об аварии или аварийном происшествии в течение месяца расследование этих аварийных случаев производится владельцем судна, а лица, виновные в их сокрытии, привлекаются к ответственности.

26. Работники судоходных инспекций, ведущие расследование аварийных случаев, имеют право:

а) брать письменные объяснения и в письменной форме уточнять вопросы по существу дела от лиц, прямо или косвенно имеющих отношение к аварийному случаю;

б) требовать от должностных лиц предъявления документов, необходимых для уточнения обстоятельств аварийного случая;

в) получать заключения работников Речного Регистра, предприятий, лабораторий, научных учреждений и специально создаваемых комиссий по вопросам уточнения или раскрытия обстоятельств и причин аварийного случая;

г) требовать проведения с судами опытных работ для уточнения обстоятельств аварийного случая с целью выработки рекомендаций по предупреждению аналогичных случаев.