3. В зависимости от последствий для экипажа, пассажиров, судна, состава плота или сооружения аварийные случаи подразделяются на:
а) аварии;
б) аварийные происшествия.
4. К авариям относятся:
а) аварийные случаи, повлекшие за собой человеческие жертвы (кроме несчастных случаев, вызванных нарушением Правил техники безопасности, Правил перевозки пассажиров, Правил внутреннего распорядка и Правил производственной санитарии), независимо от суммы технических и коммерческих убытков;
б) столкновения, удары и навалы, посадки на мель судов и составов; гибель и затопление судов или иных плавсредств; повреждение судами и составами гидротехнических или иных сооружений (шлюзы, плотины, мосты, дюкеры, воздушные и подводные переходы и т.п.), повлекшие общие технические и коммерческие убытки 10 тыс. рублей и более;
в) повреждение судами и составами гидротехнических или иных сооружений, а также посадка на мель судов или составов, повлекшие заграждение судового хода и прекращение по этим причинам движения транспортных судов на этом участке на срок свыше 48 часов;
г) разрушение и повреждение буксируемых плотосоставов с разносом древесины и утратой такелажа, повлекшие общие технические и коммерческие убытки 10 тыс. рублей и более.
5. К аварийным происшествиям относятся:
а) столкновения, удары и навалы, посадки на мель судов и составов, гибель или затопление судов или иных плавсредств, повреждение судами и составами гидротехнических или иных сооружений, повлекшие общие технические и коммерческие убытки от 1 до 10 тыс. рублей;
б) повреждения судами и составами гидротехнических сооружений, а также посадка на мель судов или составов, повлекшие заграждение судового хода и прекращение по этим причинам движения транспортных судов на этом участке на срок от 12 до 48 часов;
в) посадка судов на мель с простоем пассажирских судов более 12 часов или других самоходных судов и толкаемых составов с простоем более 48 часов;
г) разрушение и повреждение буксируемых плотосоставов с разносом древесины и утерей такелажа, повлекшие общие технические и коммерческие убытки от 1 до 10 тыс. рублей.
Примечание. Время задержки движения судов при аварии или аварийном происшествии исчисляется с момента подхода первого судна (плота) к гидросооружению или участку, на котором временно прекращено судоходство, до момента возобновления движения.
6. К авариям и аварийным происшествиям не относятся случаи с судами, составами, плавсредствами и сооружениями, не предусмотренные в пп.4 и 5 настоящей Инструкции, а также:
а) случаи, происшедшие с судами и составами (в том числе плотовыми) при производстве экспериментальных и опытных (пробных) работ и рейсов;
б) случаи с судами технического и обстановочного флота при выполнении ими работ вне судового хода;
в) посадки на мель и удары о подводные препятствия судов и составов при выполнении ими во время паводка экспедиционных рейсов на участках боковых рек, несудоходных в навигационный период;
г) поломки судовых механизмов и устройств, если они не явились следствием аварии или аварийного происшествия;
д) случаи с судами в ледовых условиях и при работе в условиях молевого сплава;
е) взрывы и пожары на судах, не являющихся следствием аварий или аварийных происшествий.
7. Все случаи с судами, плотами, плавсредствами и сооружениями, не подпадающие под классификацию аварий и аварийных происшествий, относятся к браку в работе, расследуются и учитываются их владельцами по особой Инструкции, утверждаемой Главным ревизором по безопасности судоходства МРФ*.
* В настоящее время - Главной инспекцией по безопасности судоходства.