7.1. При погрузке в советских морских и речных портах и на причалах грузовладельцев основанием для приема груза на судно является поручение-погрузочный ордер (приложение 1)*, а в иностранных портах - шеппинг-ордер. Эти документы вручаются портом в двух экземплярах, один из которых остается на судне, а второй после подписания вторым (грузовым) помощником капитана служит штурманской распиской. Штурманская расписка передается порту для оформления транспортных документов (коносамента).
* Приложения в Сборнике не приводятся.
7.2. Тальманский счет тарно-штучных грузов оформляется тальманскими расписками (приложение 2), которые должны быть подписаны тальманами сдающей и принимающей сторон, и тальманскими сменными, суточными и сводными отчетами.
7.3. Определение веса навалочных и насыпных грузов по осадке судна оформляется актом погрузки (приложение 3), который подписывается представителями судна, порта (грузоотправителя-грузополучателя), а в советских портах - также представителями таможни (если она имеется в порту).
7.4. Тальманские расписки и отчеты, акты погрузки являются основанием для оформления при погрузке штурманских расписок, в соответствии с которыми выписываются коносаменты, а при выгрузке документы сдачи груза.
7.5. Сдача груза с судна оформляется в советских морских и речных портах и на причалах грузовладельцев генеральным актом (приложение 4), а в иностранных портах - аутторн-рипортами, распиской грузополучателя на коносаменте или аналогичными документами согласно обычаям этих портов.
7.6. В случае недостачи мест или веса, повреждения груза, тары или упаковки, излишков, смешивание коносаментных партий и других недостатков по грузу и таре оформляется при сдаче груза в советских морских и речных портах и на причалах грузовладельцев акт- извещение (приложение 5) по каждой коносаментной партии с указанием их номеров в генеральном акте, а в иностранных портах - сертификатами или другими аналогичными документами согласно обычаям порта.
Поврежденные в процессе выгрузки места в акты-извещения и сертификаты не вносятся.
7.7. Генеральный акт, акты-извещения подписываются представителями порта, судна и таможни (где последняя имеется), а аналогичные документы в иностранных портах - в соответствии с обычаями этих портов.
От имени судна эти документы подписываются только капитаном. В названные документы необходимо вносить только сведения, отражающие фактическое состояние груза, и не должны включаться грузы, недостатки по которым были установлены после выгрузки из судна.
7.8. Прием импортного груза с нарушенной тарой или упаковкой в советских морских портах оформляется актом таможенного досмотра (приложение 6), а в речных портах и на причалах грузовладельца актом общей формы.
В последующем данные актов таможенного досмотра и общей формы вносятся в акты-извещения.
В иностранных портах оформление таких грузов производится по обычаям порта.
7.9. В случае расхождения в определении количества мест груза сдающей и принимающей сторонами при погрузке в судно в советских морских и речных портах и на причалах грузовладельцев и нецелесообразности пересчета груза (см. пункт 2.14.3) транспортные документы выписываются по счету сдающей стороны с оформлением акта общей формы. При этом ответственность сторон определяется по результатам сдачи груза.
В иностранных портах, если позволяют обычаи порта, в коносаментах необходимо вносить оговорки "принято ... мест, ... мест более в споре" или "... мест недостаточно в споре, если груз находится на борту, то он будет выдан" или другие аналогичные записи.
В крайнем случае коносамент может быть подписан "под протестом", который оформляется через агента по обычаям порта.
7.10. В целях ускорения оформления транспортных документов при линейных перевозках коносаменты могут с разрешения пароходства подписываться агентом судна (линии).
7.11. После согласования всех вопросов по приему груза судно должно получить от агента (порта) оформленные транспортные документы.