(ст. 148 УВВТ)
Общие положения
1. Действие настоящих правил распространяется на перевозки прямого водного сообщения, совершаемые двумя или несколькими речными и морскими пароходствами по одному документу, составленному на весь путь следования, например Черноморское морское - Днепропетровское речное пароходство; Каспийское морское - Волжское объединенное пароходство и т.п.
Перевозки грузов в прямом водном сообщении, осуществляемые речными пароходствами без участия морских пароходств, производятся на основании особых правил.
Примечание. Перевозки, совершаемые частично по морю одним речным пароходством (без передачи грузов морскому пароходству) или одним морским пароходством по внутренним водным путям, прямым водным сообщением не считаются.
2. Перевозка грузов в прямом водном сообщении совершается: по внутренним судоходным путям - на основании УВВТ и изданных в развитие его правил, а по морским путям - на основании Кодекса торгового мореплавания СССР и изданных в развитие его правил.
3. В прямое водное сообщение входят:
а) речные пароходства - пристанями (портами), открытыми для производства грузовых операций, указанных в таблицах тарифных расстояний пароходств (Тарифное руководство N 4-Р);
б) морские пароходства - портами и тарифными пунктами, открытыми для производства грузовых операций.
4. Сроки начала приема грузов при открытии навигации и сроки окончания обязательного приема грузов перед закрытием навигации объявляются конвенционными телеграммами управлений речных и морских пароходств и объявлениями, вывешиваемыми в пунктах отправления и перевалки, и, кроме того, публикуются с Сборниках правил перевозок и тарифов морского и речного транспорта СССР.
5. Прием грузов к перевозке после сроков прекращения обязательного приема грузов может производиться лишь при взаимном согласии речного и морского пароходств.
6. Перевозка грузов в прямом водном сообщении производится в плановом порядке.
Грузоотправители в заявках на перевозки грузов обязаны указывать особенности перевозок следующих грузов:
а) скоропортящихся, живности, птиц и грузов животного происхождения;
б) тяжеловесных - свыше 1 т в одном месте, длиномерных и громоздких - длиной свыше 3 м, высотой свыше 2,1 м, шириной свыше 2,6 м;
в) легковесных, вес которых в одном кубическом метре не превышает 0,5 т;
г) опасных;
д) навалочных и насыпных.
Возможность перевозки этих грузов по техническим условиям должна быть предварительно согласована отправителями с речными и морскими пароходствами.
Перевозка жидких грузов наливом в судне, а также буксировка плотов по прямым документам не допускаются.
7. Минречфлот и Минморфлот согласовывают размер передачи грузов с моря на реку и обратно по каждому пароходству и перевалочному пункту. При согласовании центральными управлениями Минречфлота и Минморфлота ими подписываются развернутые планы передачи грузов с указанием грузоотправителя, пароходства отправления, количества и рода грузов (в таре, навалом или насыпью) и порта (пристани) перевалки и назначения.
Согласованный план передачи включается Минречфлотом и Минморфлотом в квартальный план перевозок и сообщается пароходствам, а последними - портам (пристаням) перевалки.
При определении нормы месячной передачи грузов должны быть учтены переходящие из месяца в месяц остатки в мелкие непланируемые партии грузов. Все грузы, предусмотренные планом перевозок, независимо от времени их прибытия на перевалочный пункт, должны беспрепятственно приниматься и отгружаться в счет общей нормы передачи.Передача мелких непланируемых партий грузов производится за счет общей нормы передачи.
8. Речным и морским пароходствам разрешается по согласованию между собой принимать грузы к перевозке в прямом водном сообщении сверх плана с немедленным сообщением об этом портам (пристаням) перевалки.
9. За невыполнение утвержденного правительством месячного плана передачи грузов с моря на реку и с реки на море морские и речные пароходства перевалки уплачивают друг другу штраф в размере 15 коп. с тонны за все недопредъявленное против месячного плана количество груза.
Перевозка грузов
10. На грузы, следующие в прямом водном сообщении, составляются прямые на все протяжение перевозки грузовые документы (накладная, дорожная ведомость) на бланках установленной формы. При составлении накладной отправитель указывает в ней пункты отправления и назначения с соответствующим наименованием речного или морского пароходства и пункт перевалки груза на море или обратно.
11. Сроки доставки грузов, за которые стороны несут денежную ответственность перед клиентурой, определяются по совокупности перевозки и перевалки, т.е. на всем пути, на основании действующих правил и установленных сроков доставки и перевалок, а также по штемпелям на накладных и дорожных ведомостях о проследовании груза по морю и внутренним водным путям.
12. За просрочку в доставке груза несут ответственность стороны, виновные в просрочке. Размер ответственности определяется УВВТ и Кодексом торгового мореплавания Союза ССР.