Настоящая Методика разработана в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг" и предназначена для использования в качестве временной методической основы при разработке нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг населением - базы для определения размеров компенсаций и носит рекомендательный характер.
Необходимость разработки нормативов потребления услуг обусловлена тем, что Законом РФ "Об Основах федеральной жилищной политики" повышение размера оплаты жилья и коммунальных услуг предусмотрено одновременно с применением мер социальной защиты граждан в виде предоставления им компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи и действующих льгот.
Становление рыночных отношений в ЖКХ неизбежно приведет практически к отказу от дотаций в жилищно-коммунальной сфере и использованию экономически обоснованных тарифов в качестве единственного средства расчетов с потребителями и производителями услуг ЖКХ. Это вызовет многократное удорожание жилищно-коммунальных услуг для населения, особенно болезненно для той весьма значительной его части, которая по тем или иным причинам попала в категорию социально незащищенных граждан и объективно не может самостоятельно изменить свой статус. В трудном положении оказались и службы "Заказчика" по жилищно-коммунальным услугам из-за недостатка финансовых средств для расчетов с предприятиями, обеспечивающими развитие и текущее функционирование отрасли.
Для нейтрализации негативных последствий процесса перехода к рынку необходимо создание гибкой и активной системы социальной защиты населения, обеспечивающей одновременно максимально возможное смягчение факторов социального риска и экономическую поддержку самой отрасли как системы жизнеобеспечения территорий.
Основная цель такой системы - непосредственное предоставление субсидий населению, компенсирующее затраты на жилье и коммунальные услуги ( в зависимости от объема их потребления и уровня доходов); общие принципы ее заключаются в следующем:
- адресно-дифференцированный подход к различным категориям населения в зависимости от возраста, трудоспособности, степени экономической самостоятельности, численности семьи, условий проживания и т. д. при установлении права на получение субсидий;
- использование нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг как формы государственных гарантий минимального уровня обеспеченности ими населения и базы для разработки стоимостного эквивалентна этих гарантий для социально незащищенных категорий граждан;
- использование в перспективе дифференцированных тарифов на жилье и коммунальные услуги для формирования дополнительных источников финансирования деятельности ЖКХ, крайне необходимых для вывода отрасли на нормальный режим функционирования и воспроизводства основных функций;
- учет разнообразия региональных условий деятельности предприятий ЖКХ при едином методологическом подходе к формированию системы социальной защиты населения.
Разработка нормативов является основой и важнейшей предпосылкой создания действенной системы социальной защиты населения.
Нормативы отражают тот минимальный, но достаточный для поддержания жизнедеятельности уровень потребления услуг населением, который должен быть обеспечен всем гражданам, исходя из принципа равнодоступности услуг, и с учетом социальных гарантий малоимущим.
Следуя требованиям дифференцированного подхода к выработке мер социальной защиты: нормативы должны разрабатываться для разных уровней благоустройства и типов жилищного фонда, численности и состава семей и других факторов, что отличает их от среднегородских показателей потребления тех или иных услуг, методика расчета которых нивелирует различия в условиях проживания и , следовательно, в уровне потребления.
Помимо применения нормативов в разработке системы социальной защиты, они могут быть использованы для формирования будущего рынка коммунальных услуг: объем потребления их сверх уровня норматива в дальнейшем может стать предметом коммерческой деятельности предприятий ЖКХ.
Еще одно важное направление использования нормативов - участие (в стоимостном выражении) в формировании минимальной потребительской корзины, а через нее - в определении минимальных уровней заработной платы: пенсий, пособий, других социальных выплат.
Таким образом, нормативы являются необходимым инструментом для решения задач, возникающих при переходе к новым социально-экономическим условиям. Однако разработка их в полном соответствии с изложенными принципами социальной защиты требует предварительного создания необходимой информационной базы по демографическому и социальному составу семей в увязке с их жилищной обеспеченностью и доходами, а практическое применение - внедрения квартирных счетчиков фактического расхода воды, теплоэнергии, газа.
Поэтому на первоначальном этапе перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг рассчитываются укрупненные нормативы потребления коммунальных услуг с учетом фактических показателей, что и нашло отражение в данной Методике.
Это обусловлено также тем, что на этом этапе речь будет идти в большей мере о повышении оплаты жилья, т. к. тарифы на коммунальные услуги в условиях либерализации цен на энергоносители, хотя и в недостаточном объеме, были повышены в 1992 -1993 гг.
В дальнейшем по мере приближения уровня оплаты к экономически обоснованным ставкам и тарифам и в целях экономии энергетических и других ресурсов должен быть использован дифференцированный метод расчета указанных нормативов с учетом местных условий, состава семей и др. факторов.