3.1. Договор на жилищно-коммунальное обслуживание заключается между местными органами исполнительной власти и каждым самостоятельным подотраслевым предприятием (ремонтно-эксплуатационным, водопроводно-канализационного хозяйства, тепло-, электро- и газоснабжения, санитарной очистки городов, дорожного хозяйства и др.), в котором учитывается полный объем жилищно-коммунальных услуг, производимых на принадлежащих органам исполнительной власти основных фондах, для предприятий, организаций, учреждений и населения.
В тех случаях, когда предприятие ЖКХ является многоотраслевым и в его состав в качестве хозрасчетных единиц входят подразделения различных подотраслей ЖКХ ( в отдельных населенных пунктах практически всех подотраслей), между местным органом исполнительной власти и этим многоотраслевым предприятием заключается единый Генеральный договор на жилищно-коммунальное обслуживание потребителей данного населенного пункта.
3.2. Примерные формы договоров между местными органами исполнительной власти и предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства, электро-, теплоснабжения, ремонтно-эксплуатационными (жилищно-эксплуатационными), а также многоотраслевыми предприятиями приведены в приложениях 1, 2, 3, 4, 5*.
_______________
* Аналогичные формы договоров используются и для предприятий других подотраслей ЖКХ.
3.3. Для реализации функций "Заказчика" на жилищно-коммунальное обслуживание потребителей местные органы власти могут создать соответствующие структурные звенья. Эти функции могут выполнять управления, отделы жилищно-коммунального хозяйства, которые с привлечением органов местного самоуправления должны осуществлять и контроль качества обслуживания потребителей*.
______________
* При необходимости могут создаваться также муниципальные жилищно-коммунальные инспекции по примеру Москвы и других городов России.
3.4. Договор на жилищно-коммунальное обслуживание заключается исходя из экономически обоснованного тарифа, покрывающего затраты на производство услуг ЖКХ, единого для всех потребителей данного вида услуг в пределах населенного пункта, и планируемого объема их потребления, исходя из единиц физической величины услуги (1 кв.м обслуживаемой площади, 1 куб.м воды и т. д.).
Право установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги местным органам исполнительной власти необходимо реализовывать в рамках Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики".
При этом органам исполнительной власти целесообразно ввести в практику утверждение цен на услуги ЖКХ на переходный период в двух уровнях:
- первый должен соответствовать стоимости оптимального уровня услуг ЖКХ, определенного исходя из экономически обоснованных затрат на их производство, и согласованного между "Заказчиком" и "Подрядчиком" размера прибыли;
- второй предназначен для оплаты услуг населением.
Сверхнормативное потребление услуг ЖКХ должно оплачиваться по договорным ценам.
Для усиления заинтересованности предприятий в производстве качественных услуг ЖКХ в договорах должна предусматриваться их оплата за весь технологический цикл от производства услуги до ее реализации непосредственно потребителю.
Так, например, экономически обоснованный тариф на услуги ремонтно-эксплуатационных (жилищно-эксплуатационных) предприятий (РЭП) включает затраты на выполнение работ по поддержанию в надлежащем техническом состоянии ограждающих конструкций, кровли, лестничных клеток и других элементов зданий, уборку лестниц, мест общего пользования и придомовой территории и других работ в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда*.
__________________
* Капитальный ремонт и реконструкцию жилых зданий РЭПы могут выполнять по отдельному договору подряда.
3.5. Важным аспектом при заключении договоров на жилищно-коммунальное обслуживание является согласование между "Заказчиком" и "Исполнителем" показателей качества, надежности и экологической безопасности производимых услуг.
В договоре должен быть предусмотрен тот уровень качества, который может гарантировать предприятие при имеющемся составе и состоянии основных фондов и который обеспечен соответствующим финансированием, исходя из средств, выделяемых "Заказчиком).
Так, например, если предприятие водопроводно-канализационного хозяйства не имеет очистных сооружений по обесфториванию воды, то показатели качества не должны предусматривать, что по содержанию фтора вода будет соответствовать требованиям ГОСТа. За нарушение этого показателя предприятие ответственности не несет.
Показатели надежности функционирования систем жизнеобеспечения должны реально оценивать возможности предприятия, исходя из уровня износа основных фондов.
3.6. Потребительские свойства услуги в значительной степени зависят от объемов финансирования, выделяемых на текущую эксплуатацию жилищно-коммунального хозяйства.
Недостаток средств на финансирование ЖКХ является, как правило, одним из основных ограничений повышения качества и надежности обслуживания.
При заключении договора местные органы исполнительной власти должны согласовать с предприятием ЖКХ показатели качества и надежности производимых услуг в соответствующий этим показателям экономически обоснованный тариф.
Если величина этих средств недостаточна, то условиями договора должен предусматриваться тот уровень качества услуг, который обеспечен финансированием. Так, если предприятие санитарной очистки для поддержания нормального санитарного состояния в населенном пункте должно вывозить мусор от домовладений два раза в сутки, а органы исполнительной власти не могут оплатить требующийся объем работ, в договоре должен быть предусмотрен более низкий уровень качества; предприятие может, например, гарантировать вывоз мусора только один раз в день или даже через день (в зависимости от гарантий "Заказчика" по оплате услуг).
3.7. Механизм договорных отношений местных органов исполнительной власти и предприятий ЖКХ требует соответствующей системы контроля и экономической оценки качества обслуживания потребителей, что должно найти отражение в договорах через систему оплаты в соответствии с реально достигнутыми показателями качества.
Как уже указывалось, контроль качества производимых услуг должен осуществляться "Заказчиком" с привлечением органов местного самоуправления или муниципальной жилищно-коммунальной инспекции.
В случае нарушения качества или ухудшения его показателей хотя бы по одному их параметров, зафиксированных в договоре, к предприятию применяются штрафные санкции*.