Действующий

Об утверждении Положения о порядке формирования договорных взаимоотношений в муниципальном хозяйстве

1. Общие положения

1.1 Одной из основных проблем перехода жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) к рыночным отношениям является реальное освоение договорных (контрактных) взаимоотношений, включая взаимодействие между местными органами исполнительной власти и предприятиями ЖКХ.     

Практическую сложность представляют не столько сами методы такого взаимодействия сколько отсутствие четкого понимания основ этого процесса - разграничения прав собственности и хозяйствования с соответствующим разделением прав и ответственности сторон.

1.2. В целом комплекс договорных взаимоотношений предприятий ЖКХ можно представить в виде следующих блоков:

- договоры на жилищно-коммунальное обслуживание между местными органами исполнительной власти (заказчиками) и эксплуатационными предприятиями ЖКХ (подрядчиками) любой формы собственности;

- договоры между эксплуатационными предприятиями ЖКХ различных форм собственности и отдельными гражданами, товариществами и другими объединениями собственников квартир, домов;

- договоры между предприятиями различных подотраслей ЖКХ независимо от форм собственности на выполнение конкретного вида работ, услуг или их часть.

1.3. Данная разработка является рекомендательной для практического использования в различных вариантах реально складывающихся взаимоотношений предприятий ЖКХ с собственником основных фондов жилищно-коммунального хозяйства и потребителями услуг, а также между предприятиями ЖКХ.

1.4. Новизна складывающейся ситуации переходного периода заключается в том, что на смену абстрактной "общенародной" собственности появляется собственность, принадлежащая конкретному субъекту, и часто это не тот, кто выполняет функции хозяйствования и у кого основные фонды находятся на балансе.

Если ранее обобществленный жилищных фонд находился на балансе у жилищно-эксплуатационных организаций, которые, осваивая хозрасчетные отношения, заключали договоры от имени жильцов со всеми коммунальными службами, то в последнее время стали появляться различные варианты таких взаимоотношений с участием собственников жилого фонда - органов исполнительной власти, а в случае приватизации - жилищного фонда с жильцами.

1.5 Признавая более целесообразной схему, при которой с жильцом имеет договорные отношения одно юридическое лицо - собственник дома (орган исполнительной власти, государственное или частное предприятие) или структура, представляющая интересы собственника и выполняющая функции "Заказчика" на жилищно-коммунальные услуги, авторы данной разработки считают необходимым предусмотреть возможность и других форм взаимоотношений.

Кроме того, введенное Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" понятие "оплата жилья", а также требования Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" требуют более четкого понимания структуры платежей в жилищно-коммунальном хозяйстве и перечня работ, за которые они будут взиматься.