Недействующий

О методическом письме, касающемся порядка применения отдельных норм Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в УК РСФСР и УПК РСФСР" (утратило силу на основании приказа ГТК России от 26 мая 1998 года N 344)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
О порядке применения Закона РФ
"О внесении изменений и дополнений
в УК РСФСР и УПК РСФСР"

Управлением по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил в настоящем Методическом письме изложено видение УБК ГТК России отдельных норм федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" от 1 июля 1994 г. N 10-ФЗ, вступившего в силу 15 июля 1994 г., а также приведен сравнительный анализ нормы ст.78 ("контрабанда") в новой ее редакции со ст.78_1 УК РСФСР ("незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения") в редакции Закона Российской Федерации от 29.04.93 г. N 4902-1, введенного в действие с 18.05.93 г. и другими статьями УК РСФСР.

1. Статья 78 ("контрабанда") в новой ее редакции это перемещение через таможенную границу Российской Федерации, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, боеприпасов к нему (кроме гладкоствольного охотничьего оружия, патронов к нему), ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров, в отношении которых установлены соответствующие правила вывоза из Российской Федерации, а также предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества.

Те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за контрабанду, или должностным лицом с использованием своего служебного положения, или лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля, или лицом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля, или организованной группой, а равно открытое перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств вопреки прямому запрету присутствующего при этом должностного лица, осуществляющего таможенный контроль (прорыв таможенной границы), -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества.

В новой редакции ст.78 УК РСФСР признаки объективной стороны контрабанды приведены в соответствие с таковыми, указанными в ч.1 ст.219 ("контрабанда") ТК РФ.

Содержание признаков контрабанды, которые в прежней редакции ст.78 УК РСФСР были сформулированы как "незаконное перемещение ... через ... границу" и требовало обращение к иным нормам административного законодательства, в новом законе раскрыто непосредственно с диспозиции ст.78 УК РСФСР. Это "перемещение, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием" (ч.1 ст.78 УК РСФСР), а равно открытое перемещение ... товаров и транспортных средств вопреки прямому запрету присутствовавшего при этом должностного лица, осуществляющего таможенный контроль (прорыв таможенной границы (ч.2 ст.78 УК РСФСР).

Эти признаки объективной стороны контрабанды, за исключением прорыва таможенной границы, детализируется в диспозиции норм ст.ст.276, 277, 278 и ч.1 ст.279 ТК РФ (подробный анализ объективной стороны таможенного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.279 ТК РФ, приведен в комментарии ст.169_1 УК РСФСР далее по тексту).

Следовательно, квалификация действий по перемещению предметов через таможенную границу как контрабанды зависит от характера применяемого способа такого перемещения (противопожарный он или нет), а не наличия у лица, перемещающего предметы (товары), абстрактного права на перемещение предметов (товара) как такового.

Из новой редакции ст.78 УК РСФСР исключена устаревшая аббревиатура "СССР", более того, в диспозиции этой статьи говорится о таможенной границе Российской Федерации, а не о государственной границе Российской Федерации, которые географически не всегда совпадают.

Таможенная граница определяется не только пределами территории Российской Федерации, но и, кроме того, пределами свободных таможенных зон и свободных складов на территории Российской Федерации, как правило, исключенных из таможенной территории Российской Федерации, но входящих в государственную территорию РФ. (Определение таможенной территории и таможенной границы Российской Федерации дано в ст.3 ТК РФ).

Таким образом, определены следующие виды контрабанды:

- контрабанда предметов (товаров), представляющих повышенную опасность (наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, боеприпасов к ним (кроме гладкоствольного охотничьего оружия, патронов к нему), ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения), материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации:

- контрабанда предметов (товаров), предоставляющих особую важность (стратегически важных сырьевых товаров, в отношении которых установлены соответствующие правила вывоза из Российской Федерации. а также предметов культурного достояния;

- контрабанда товаров и транспортных средств, то есть их перемещение через таможенную границу Российской Федерации путем ее прорыва.

Для квалификации противоправных действий по ст.78 УК РСФСР размер контрабанды (стоимость противоправно перемещенных через границу предметов (товаров) значения не имеет.

Перемещение через таможенную границу Российской Федерации, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием иных товаров и предметов, чем указанные в ч.1 ст.78 УК РСФСР, не образует объективной стороны этого преступления, новым законом такие противоправные действия, если они совершены в крупных размерах, выделены в самостоятельную норму ст.169_1 ("нарушение таможенного законодательства Российской Федерации").

Квалифицирующие признаки контрабанды приведены в ч.2 ст.78 УК РСФСР. (Старая редакция данной нормы не предусматривала выделение квалифицирующих признаков во 2-ю часть ст.78 УК РСФСР).

Один из них - это совершение контрабанды организованной группой.

Понятие организованной группы дано в вышеуказанном федеральном законе Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР", которым общая часть УК РСФСР была дополнена новой нормой (ст.17_1 "совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой".

В упомянутой статье УК РСФСР указано, в частности, следующее: "Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Лицо, создавшее организованную группу либо руководившее ею, несет ответственность за организацию и руководство организованной группой, а также за все совершенные указанной группой преступления, если они охватывались его умыслом.

Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой влечет более строгое наказание на основании и в пределах, установленных настоящим Кодексом".

Оказание должностным лицом, состоящим на государственной или муниципальной службе, с использованием своего служебного положения содействия другим лицам в совершении контрабанды квалифицируется как соучастие в контрабанде, то есть по ст.ст.17, 78 ч.2 УК РСФСР. А при определенных условиях (наличие корыстной или иной личной заинтересованности, причинение государственным интересам существенного вреда") и по ст.170 УК РСФСР ("злоупотребление властью или служебным положением"), либо по другим статьям главы 7 "Должностные преступления" Ук РСФСР. Последнее относится и к должностным лицам таможенных органов, которые с использованием своего служебного положения оказывают содействие иным лицам в совершении контрабанды.

Контрабанда может быть совершена только с прямым умыслом. Лицо сознает, что противоправно, то есть при наличии признаков объективной стороны правонарушений, предусмотренных ст.ст.276, 277, 278 и ч.1 ст.279 ТК РФ, перемещает предметы (товары), указанные в диспозиции ч.1 ст.78 УК РСФСР, через таможенную границу России и в чем конкретно это перемещение выражается, и желает такое деяние совершить.

Контрабанда признается оконченным преступлением с момента фактического противоправного перемещения предметов через таможенную границу РФ. Действия, направленные на обеспечение такого перемещения, образуют приготовление или покушение на контрабанду. Положения пункта 5 ст.18 ТК РФ, в котором, в частности, под перемещением товаров понимаются и подготовительные действия, направленные на перемещение, вступают в противоречие с общей частью уголовного законодательства, касающейся стадии преступления, поэтому для целей ст.78 УК РСФСР не применяются.

Уголовную ответственность за контрабанду несут граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, вменяемые, достигшие 16-летнего возраста.

При неосторожной форме вины, в зависимости от обстоятельств правонарушения, такие противоправные действия квалифицируются для физических и должностных лиц по соответствующим статьям главы 39 раздела X ТК РФ.

Привлечение к уголовной ответственности за контрабанду должностных лиц и иных работников юридических лиц, которые данное преступление совершили в связи со своей служебной или производственной деятельностью в юридическом лице, не освобождает само это юридическое лицо от административной ответственности по одной из следующих ст.ст.276, 277, 278 или ч.1 ст.279 ТК РФ в зависимости от обстоятельств совершенной сотрудниками юридического лица контрабанды.