Недействующий

Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (фактически утратили силу)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ОТБОРА И ОЦЕНКИ
ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

П6.1. Всякий проект характеризуется несколькими видами показателей (интегральные показатели, показатели, связанные с потоком и балансом наличности и т.д.).

В каждый из видов показателей входят несколько конкретных показателей. Некоторые из них дополняют друг друга, другие (например, различные интегральные показатели) в известной степени независимы. Показатели, относящиеся к разным видам, также могут образовывать различные сочетания.

Нередко для отбора вариантов проекта и принятия решения о его осуществлении приходится использовать экспертные (неформальные) процедуры для учета значений всех факторов и их взаимосвязей.

Некоторые современные программные продукты включают в себя системы поддержки этих процедур (см. Приложение 9).

П6.2. Принятие решения на инвестирование.

Фирма-инвестор до принятия решения на инвестирование должна определиться в своей системе приоритетов. Возможные варианты приоритетов:

общественная значимость проекта;

влияние на имидж инвестора;

соответствие целям и задачам инвестора;

соответствие финансовым возможностям инвестора;

соответствие организационным возможностям инвестора;

рыночный потенциал создаваемого продукта;

период окупаемости проекта;

прибыль;

уровень риска;

экологичность и безопасность проекта;

соответствие законодательству.

Можно использовать в качестве критерия некоторую свертку показателей по этим приоритетам.

П6.3. Процедура отбора инвестиционных проектов.

П6.3.1. Процедуры отбора, приводимые ниже, основываются на следующих предпосылках:

государство может осуществлять функции посредника и организатора инвестиционной деятельности, создавать соответствующую инфраструктуру;

государство может оказывать инвесторам и реципиентам прямую и косвенную поддержку, если это соответствует его коренным интересам, или участвовать с ними в совместной предпринимательской деятельности;

государство может выступать в качестве инициатора новых организационных форм инвестиционной и инновационной деятельности, в том числе и инициатором создания специальных инвестиционных фондов для концентрации средств различных источников (в том числе государственных предприятий и частных предпринимателей) в целях реализации приоритетных для государства проектов.

Одной из важнейших характеристик проекта, определяющих условия его отбора, является связанный с ним инвестиционный риск, отражающий вероятность потери вложенных средств вследствие различных социальных, политических и экономических причин.

П6.3.2. Варианты ситуаций при отборе проектов.

П6.3.2.1. При формировании списка проектов, подлежащих поддержке, участию или прямому финансированию со стороны государства, необходимо учитывать существенные различия в возможных ситуациях. Предметом рассмотрения могут быть:

проекты, предназначенные для реализации предварительно разработанных и утвержденных федеральных программ, т.е. формируемые под заранее заданный срок и результат;