УТВЕРЖДЕН
постановлением
Госкомархстроя РСФСР
от 5 апреля 1991 г. N 81
ПОРЯДОК
экспертизы и утверждения технико-экономических
обоснований и проектов на строительство
предприятий, зданий и сооружений на территории РСФСР
Настоящий Порядок разработан во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 30 сентября 1990 года N 402 "О передаче некоторых вопросов на решение Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов, министерств и ведомств РСФСР", постановления Совета Министров РСФСР от 3 декабря 1990 года N 557 "О государственной экспертизе условий труда РСФСР" и постановления Совета Министров РСФСР от 27 марта 1991 года N 174 "Об утверждении Положения о Государственном комитете РСФСР по архитектуре и строительству".
Порядок направлен на улучшение качества и сокращение сроков проектирования, повышение обоснованности строительства (здесь и далее понятие "строительство" включает новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений), распространяется на все стройки независимо от форм собственности и подчиненности и устанавливает, что:
1. Основным документом для принятия решения о проектировании и строительстве предприятий, здания и сооружения является технико-экономическое обоснование строительства (ТЭО), разрабатываемое на основе схем расселения и территориальной организации производительных сил РСФСР, республик, групп регионов краев, областей, схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности, генеральных планов городов поселений и их систем, проектов детальной планировки, целевых научно-технических и комплексных республиканских (РСФСР) программ, а также утверждаемых в установленном порядке Перечней предприятий, зданий и сооружений, по которым разрабатываются ТЭО.
Технико-экономические расчеты, являющиеся разновидностью технико-экономических обоснований, упраздняются.
На основании утвержденного в установленном порядке ТЭО, как правило, заключается договор (контракт) подряда, открывается финансирование строительства. Проекты (рабочие проекты) разрабатываются в случае необходимости для технически сложных объектов и при сложных природных условиях строительства.
2. По объектам, строительство которых осуществляется за счет государственных централизованных капитальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета РСФСР и внебюджетных фондов.
2.1. Технико-экономические обоснования строительства утверждаются:
- по стройкам стоимостью 10 млн.рублей и выше, а для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, 15 млн.рублей и выше - Госкомархстроем РСФСР.
Комплексная их экспертиза осуществляется Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Госкомархстрое РСФСР (Главгосэкспертизой РСФСР) с привлечением экспертизы Госкомприроды РСФСР, Всероссийской государственной экспертизы условий труда и, при необходимости, экспертизы заказчиков, а также местных Советов народных депутатов в части вопросов, относящихся к их компетенции. По особо крупным и сложным предприятиям, зданиям и сооружениям экспертное заключение Главгосэкспертиза РСФСР согласовывает с Госкомэкономикой РСФСР;
- по стройкам стоимостью до 10 млн.рублей, а для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, до 15 млн.рублей министерствами и ведомствами РСФСР, республиканскими государственными объединениями, концернами, союзами и ассоциациями, Советами Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами, или в порядке, ими установленном, с обязательным проведением экспертизы, осуществляемой их экспертными органами, с привлечением экспертизы соответствующих органов Госкомприроды РСФСР и Государственной экспертизы условий труда РСФСР.
Министерства и ведомства РСФСР, республиканские государственные объединения, концерны, союзы и ассоциации утверждают ТЭО по указанным стройкам при наличии положительного заключения соответствующей территориальной организации государственной вневедомственной экспертизы в части оценки эксплуатационной и экологической безопасности строительства, рациональности размещения объекта, использования природных и трудовых ресурсов, а также других вопросов, относящихся к компетенции местных Советов народных депутатов.
При утверждении ТЭО утверждающая инструкция устанавливает необходимость разработки проекта (рабочего проекта) с учетом технической сложности объекта, природных условий строительства и рекомендаций экспертизы.
В составе материалов ТЭО, представляемых на экспертизу и утверждение, заказчик определяет с учетом условий и особенностей рынка подрядных работ проект договорной цены строительства.
2.2. Базовые и экспериментальные проекты, утверждаемые министерствами и ведомствами РСФСР, республиканскими государственными объединениями, концернами, союзами и ассоциациями, подлежат экспертизе в Главгосэкспертизе РСФСР при Госкомархстрое РСФСР.
2.3. ТЭО и проекты на строительство объектов управления народным хозяйством в чрезвычайных ситуациях утверждаются Госкомархстроем РСФСР по согласованию с Госкомэкономикой РСФСР.
Комплексная экспертиза указанной документации осуществляется Главгосэкспертизой РСФСР при Госкомархстрое РСФСР независимо от стоимости строительства.
2.4. Задания на разработку ТЭО и проектов, проекты (рабочие проекты) на строительство предприятий, зданий и сооружений утверждаются заказчиками на это строительство.
Экспертиза проектов (рабочих проектов) осуществляется в порядке, установленном заказчиком.
Главгосэкспертиза РСФСР при Госкомархстрое РСФСР осуществляет выборочный контроль за качеством проектов (рабочих проектов), утверждаемых министерствами и ведомствами РСФСР, республиканскими государственными объединениями, концернами, союзами и ассоциациями, Советами Министров республик, входящих в состав РСФСР, и исполкомами местных Советов народных депутатов.
3. По объектам, строительство которых осуществляется за счет бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, и местных бюджетов, ТЭО и проекты на строительство, задания на разработку ТЭО и проектов утверждаются Советами Министров республик, входящих в состав РСФСР, и исполкомами местных Советов народных депутатов - заказчиками на это строительство, или в порядке, ими установленном.
Комплексная экспертиза ТЭО и проектов по указанным стройкам производится соответствующими территориальными организациями государственной вневедомственной экспертизы с участием экспертизы органов Госкомприроды РСФСР и Государственной экспертизы условий труда РСФСР.
4. ТЭО и проекты на строительство объектов, осуществляемое за счет собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов, заемных и привлеченных финансовых средств инвесторов и других внебюджетных фондов, утверждаются заказчиками (инвесторами).
ТЭО по этим стройкам до утверждения подлежат обязательной экспертизе в соответствующих территориальных организациях государственной вневедомственной экспертизы в части оценки эксплуатационной и экологической безопасности намечаемого строительства, рациональности его размещения, использования природных и трудовых ресурсов, а также других вопросов, относящихся к компетенции местных Советов народных депутатов.
Организации государственной вневедомственной экспертизы осуществляют выборочный контроль за выполнением при дальнейшем проектировании и строительстве согласованных с местными органами решений.
5. По технически сложным предприятиям, зданиям и сооружениям, а также при сложных природных условиях строительства, перечень которых устанавливается Госкомархстроем РСФСР, ТЭО подлежат рассмотрению в Главгосэкспертизе РСФСР независимо от источников финансирования, форм собственности и подчиненности объектов в части соблюдения нормативных требований по надежности, экологической и эксплуатационной безопасности объекта с учетом долговременных последствий по намечаемому строительству.
6. При несоблюдении требований настоящего Порядка строительство и его финансирование не допускаются.