"Требования по составу и содержанию экспертного заключения по ТЭО (проекту) на строительство* предприятий, зданий и сооружений" подготовлены с целью обеспечения необходимой полноты и качества рассмотрения проектной документации и являются обязательными для исполнения при проведении государственной экспертизы.
----------------
* Понятие строительство включает новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений.
"Требования" устанавливают необходимый перечень вопросов, которые должны найти отражение в экспертном заключении, но не ограничивают возможности их корректировки в соответствии со спецификой рассматриваемых материалов и местных условий.
По объектам, строительство которых осуществляется за счет государственных капитальных вложений, финансируемых из бюджета Российской Федерации, республик в ее составе, а также местных бюдежтов замечания и предложения экспертного заключения по ТЭО (проекту) являются обязательными для исполнения всеми участниками инвестиционного процесса.
По объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов, заемных и привлеченных средств инвесторов замечания и предложения экспертного заключения по утверждаемой стадии проектной документации являются обязательными для исполнения в части эксплутационной и экологической безопасности намечаемого строительства, рациональности размещения объекта, использования природных и трудовых ресурсов, соответствия государственным нормам, правилам и стандартам по проектированию и строительству, выданным техническим условиям и требованиям, а также по другим вопросам, относящимся к компетенции местной администрации.
Замечания и предложения экспертного заключения по другим вопросам должны носить рекомендательный характер.
При подготовке экспертных заключений по результатам рассмотрения проектной документации на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов раздел "Основные данные и принятые решения" следует дополнить сведениями об их существующем состоянии.
В тех случаях, когда выявленные при рассмотрении проектной документации недостатки влекут за собой существенное изменение принятых в ТЭО (проекте) решений и не могут быть устранены в процессе проведения экспертизы, в экспертном заключении указывается на необходимость доработки этой документации и устанавливается срок ее доработки.
Учитывая, что доработка проектной документации и ее повторная экспертиза ведут к удлинению инвестиционного цикла, решение о необходимости доработки должно приниматься только при достаточной обоснованности.
При повторном рассмотрении материалов, после их доработки по замечаниям и предложениям экспертизы в разделе заключения "Основные данные и принятые решения" должны приводиться сведения о внесенных изменениях и дополнениях, а также о достигнутой при их реализации эффективности.
Это же требование распространяется и на экспертные заключения, подготавливаемые по проектной документации, рекомендуемой к утверждению, если в процессе ее экспертизы были внесены изменения и дополнения.
В разделе экспертного заключения "Анализ эффективности предложений и замечаний" по проектной документации, рекомендуемой к утверждению, приводятся данные на основе анализа по конкретно внесенным изменениям и дополнениям, а по документации, возвращаемой на доработку - по экспертной оценке (ориетировочно).
Настоящие "Требования" являются обязательными как для экспертов организаций государственной вневедомственной экспертизы, так и для нештатных экспертов, подготавливающих локальные заключения по разделам или отдельным вопросам ТЭО (проекта).
Начальник отдела экономического
анализа, методологии экспертизы
и информации
В.И.Станкевич